ДЕПУТАТЫ СЕНАТА ПОСЕТИЛИ СТАНЦИЮ АЛТЫНКОЛЬ И ПУНКТ ПРОПУСКА «НУР ЖОЛЫ»
2021-09-24 20:05:00
24.09.21
Депутаты Сената Парламента РК, представители государственных органов, АО «НК «КТЖ», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» находятся с рабочей поездкой в Алматинской области.
Сегодня сенаторы посетили железнодорожную станцию Алтынколь, пункт пропуска на казахстанско-китайской границе «Нур Жолы», расположенного на участке автодороги «Западная Европа - Западный Китай».
После посещения пункта пропуска состоялся круглый стол с участием руководителей государственных органов и представителей бизнес-сообщества, посвященный вопросам оказания государственных услуг посредством информационной системы, электронного сопровождения в сфере таможенного дела и совершенствования таможенного администрирования.
Как сообщил в своем выступлении заместитель генерального директора Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Канат Мукушев, оперативное реакция и слаженная работа причастных госорганов позволили урегулировать вопрос и снять нарастающее социальное напряжение на границе. Тем не менее необходимость решения проблем цифровизации и автоматизации процессов в пунктах пропуска все еще актуальна.
Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что по электронной очереди в день проходит 10 АТС, по информации наших перевозчиков, китайцы пропускают по 50 АТС. Тем временем, в очереди стоят более 10 тыс. машин. Еще одной проблемой является увеличение фрахта от китайской границы до Алматы до $33 тыс. долларов США (в мае-июне он составлял $13-15 тыс.). Расстояние составляет чуть более 300 км. В то же время у международных перевозчиков cтоимость перевозки из Европы в Казахстан составляет порядка $10 тыс. долларов при расстоянии в 6000 км. И необходимости перехода нескольких границ.
Оценивая транзитный потенциал Казахстана и, учитывая тот факт, что Казахстан не имеет прямого выхода к морю, Правительство делает основной упор на создание новой транспортной инфраструктуры и развитие новых, альтернативных маршрутов.
Наглядным результатом реализации государственных планов стало строительство порта Курык, обладающего рядом преимуществ для развития международного автомобильного транзита по каспийскому коридору:
переход грузов до Курыка из любых портов в четыре часа быстрее, чем до порта Актау;
магистрально-железнодорожная сеть «Казахстан темир жолы» входит непосредственно в порт, что в дальнейшем может послужить фактором особой привлекательности для соседних стран.
Пропускная способность железнодорожного причала составляет 4,1 млн. тонн в год, автомобильного — 1,9 млн. тонн в год. Железнодорожные и автомобильные причалы обеспечивают одновременную обработку 4 паромов или до 8 паромов в сутки. Цифры свидетельствуют о перспективах и имеющемся потенциале порта Курык.
Кроме того, в планах запуск новых паромных линий Курык – Анзали (Иран) и Курык – Махачкала, которые позволят нарастить объемы перевозки автотранспортных средств более чем на 60%.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по развитию новых маршрутов и повышению привлекательности транзита через Казахстан, остаются вопросы, требующие решения и внимания со стороны уполномоченных государственных органов.
В частности, за последние годы наблюдается существенное снижение конкурентоспособности отечественных автомобильных перевозчиков на международных рынках.
В 2020 году в экспортно-импортном сообщении перевезено автомобильным транспортом порядка 4,9 млн. тонн грузов, что в суммарном выражении составило $11,7 млрд. из которых только 31% приходится на долю казахстанских перевозчиков. Для сравнения, в 2017 году отечественные перевозчики занимали долю в 52% в общем объеме международных перевозок грузов автомобильным транспортом.
Безусловно, рост автомобильных перевозок грузов в Казахстане обеспечивается развитием сети автодорог в рамках реализации государственных инфраструктурных проектов, привлечением новых транзитных грузопотоков, развитием внутреннего производства.
Однако цифры свидетельствуют о том, что основные профиты от развития инфраструктуры получают иностранные перевозчики, перевозящие до 70% казахстанских грузов. Казахстанский рынок является привлекательным и благоприятным для иностранных компаний. На сегодня в Казахстане, только в международных перевозках грузов, работает 55 компаний с иностранным участием, парк которых составляет 1476 единиц или 19,7% от казахстанского парка. Это совместные предприятия, созданные учредителями из Турции – 8, Германии – 11, Литвы – 4, России – 9, Белоруссии – 9 (еще одна компания на стадии вхождения в КазАТО), Нидерланды – 2, Пакистан – 1, Азербайджан – 1, Корея – 1 и т.д.
Таким образом, доходы, полученные от перевозки казахстанских грузов, консолидируются в иностранных государствах. В целях защиты отечественного рынка грузовых перевозок и развития национальных транспортных компаний, Союз считает необходимым проводить политику протекционизма в отношении отечественных перевозчиков.
В 2025 году в рамках ЕАЭС начнется четвертый этап либерализации автомобильных перевозок и будет разрешен каботаж. Был проведен анализ, согласно которому количество автотранспортных средств, допущенных к международным автомобильным перевозкам по системе МДП, в соседних странах значительно превышает количество в Казахстане. (справочно: в РК допущено 7,200 АТС, в России – 35 тыс. АТС, Беларуси – 22 тыс. АТС). Следовательно, необходимо повышать конкурентоспособность казахстанских перевозчиков на данном рынке через увеличение их подвижного парка.
В Казахстане ставки сборов в Казахстане являются дополнительной финансовой нагрузкой для транспортных компаний. В то же время сборы за первичную регистрацию автотранспортных средств в Республике Беларусь и Российской Федерации отсутствуют.
По ставкам утилизационного в России и Беларуси идет дифференциация транспортных средств по году выпуска, кроме того в Беларуси существуют льготы для транспортных компаний, которые завозят транспортные средства экологического класса Евро-6 в части их освобождения от уплаты утилизационного сбора и налога на добавленную стоимость.
Решение проблемы перевозчиков возможно только при условии комплексной государственной поддержки в логической увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В Казахстане общая протяженность автомобильных дорог 128 тысяч километров, из них 23 тысячи относятся к уровню республиканского и международного значения. Соответственно и придорожный сервис по всем параметрам должен улучшаться.
Вместе с тем, автоперевозчики отмечают слабый придорожный сервис. Так, при дальних поездках дальнобойщики должны находиться за рулем не более 4,5 часа и после этого в обязательном порядке отдыхать минимум час. Но на казахстанских дорогах на этом расстоянии отсутствуют зоны отдыха, кафе, гостиницы, или они есть, но не соответствуют требованиям национальных стандартов РК, санитарно-гигиеническим правилам.
С октября 2020 года на территории РК создана система отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб. Она позволит не только отследить транзитные перевозки, но и улучшить налоговое администрирование.
В соответствии с Правилами использования электронных идентификаторов (навигационных пломб), утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 октября 2020 года № 971, «Оператор обязан незамедлительно в круглосуточном режиме информировать Комитет и орган государственных доходов на территории которого возникли обстоятельства в случае отсутствия связи с электронным идентификатором (навигационной пломбой) более 2 (двух) часов». Перевозчики отмечают, что не на всех участках автодороги «Западный Китай-Западная Европа» обеспечивается устойчивая связь. Соответственно это не позволяет обеспечить полное слежение маршрута следования автотранспортного средств.
В целях повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков предлагается реализация следующих мер:
1. Принять меры по наращиванию парка грузовых автомобилей до 5000 единиц, работающих на международных перевозках, что позволит предприятиям Казахстана получить до $350 млн. дохода в год и соответственно миллиарды тенге налогов в бюджет страны. Необходимо приравнять задачу обновления и наращивания парка к приоритетным задачам поддержки экспорта и обеспечить соответствующую поддержку;
2. Принятие локальной программы финансирования предпринимателей? направленной на стимулирование приобретения седельных тягачей, грузовиков МАП и прицепов, полуприцепов к ним со ставкой не более 3% без первоначального взноса при приобретении техники;
3. Снизить коэффициент утилизационного сбора до 5 для седельных тягачей и грузовиков, предназначенных для международных перевозок экологического класса ЕВРО-5 и выше с массой от 12 – до 50 тонн;
4. Рассмотреть возможность приобретения собственных паромов;
5. Рассмотреть возможность включения порта Курык в свободную экономическую зону (расширение территории СЭЗ «Морпорт Актау» на 67,5 га, с учетом добавления порта Курык в качестве субзоны). Реализация данного вопроса будет соответствовать лучшей международной практике, ее начали применять Азербайджан и Российская Федерация.
Предложенные меры будут способствовать развитию отечественного рынка международных перевозок грузов, а также окажут положительное влияние на повышение конкурентоспособности отечественного парка автотранспортных средств, предназначенных для международных перевозок грузов.
Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» считает, что консолидация усилий, направленных на развитие транзитного потенциала и транспортной инфраструктуры Казахстана, поддержка и развитие отечественных транспортных компаний позволит вывести транспортную отрасль на качественно новый уровень и высокие показатели эффективности.
Депутаты Сената приняли все предложения, высказанные в ходе проведения круглого стола, для дальнейшего обсуждения.