Поиск по сайту
Водный транспорт
Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт

Внутренние водные пути являются путями общего пользования и находятся в государственной собственности. Их содержание и эксплуатацию осуществляют семь Республиканских государственных казенных предприятий водных путей, которые расположены в городах: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Уральск, Атырау, Капчагай и Балхаш, согласно доведенного им государственного заказа финансируемого из республиканского бюджета.

3 983,5 км.

Протяженность участка речного судоходства Иртышского, Урало- Каспийского и Или-Балхашского водных бассейнов

Водные пути Республики Казахстан классифицируются в следующем порядке:
  • Бассейны категории «О» отнесены озера Балхаш, Зайсан; водохранилища Капчагайское, Бухтарминское;
  • Бассейны категории «Р» относятся водохранилища Усть-Каменогорское, Шульбинское;
  • Бассейны категории «Л» отнесены реки: Иртыш, Черный Иртыш, Урал, Или, Ишим, Сыр-Дарья, прочие каналы и реки.

Состояние габаритов судовых ходов на реках Урал, Или, Ишим, Сыр-Дарья определяются естественной водностью в бассейнах, на реке Иртыш размерами попусков воды в нижние бьефы ГЭС из Бухтарминского, Усть-Каменогорского и Шульбинского водохранилищ. Попуски определяются решением комиссии Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

Содержание внутренних водных путей регламентируется Водным Кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», «О внутреннем водном транспорте» и иными нормативными правовыми актами. Пропускная способность всех участков водных путей и шлюзов позволяет осуществлять грузоперевозки в существующих объемах и имеет достаточный резерв для его роста.

photo
Река Урал

От г. Уральска → г. Атырау расположена в пределах Прикаспийской низменности, длинной 816 км. Глубины Уральска → Индира 100 см, Индира → Атырау 120 см.

Рельеф местности, прилегающий к реке, до с. Кушум преимущественно волнистый. Ниже, до моря, плоский, слабо пересеченный. Уклон водной поверхности реки Урал 0,070.

Русло реки Урал извилистое (коэффициент извилистости 1,5–2,0), с ярко выраженными меандрами. Ниже п. Калмыково извилистость заметно уменьшается. Ширина колеблется от 80 до 220 метров. Глубина на плесах 2–6 метров, в отдельных местах 8–12 метров. Средняя глубина перекатов 1–2 метра, местами уменьшающаяся до 0,4–0,8 метров. Скорости течения в межень на плесах равны 0,25–0,60 м/сек. Уменьшающиеся вниз по течению до г. Атырау, где скорость составляет 0,15–0,30 м/сек.

Берега с высокими обрывами и песчаными отмелями. Высота берегов от 5–8 метров в верхней части до 4–5 метров в низовьях. В местах, где берега совпадают с уступами террас или коренными берегами долины, высота берега реки достигает 10–20 метров.

От Атырау → Каспийского моря имеется Урало-Каспийский канал протяженностью 56 км, в том числе речная часть 34,5 км и морская часть 21,5 км.

956 км.

Протяженность участка речного судоходства Урало-Каспийского водного бассейна.

maps
Содержание судоходных водных путей на реке Урал осуществляется двумя Республиканскими государственными казенными предприятием водных путей:
  • Уральское
    Участок п. Рубежка → п. Индер протяженностью 623 км;
  • Атырауское
    Участок п. Горы → выходного буя Урало-Каспийского канала (морская часть) протяженностью 333 км.

В 2005 году завершены работы по реконструкции и введен в эксплуатацию Урало-Каспийский судоходный канал, что позволило осуществить грузоперевозки в объеме до 160 тыс. тонн ранее не производившиеся и создать устойчивое транспортное снабжение компаний, ведущих разработку нефтяного шельфа, а также обеспечить безопасный проход судов до устьевого порта Атырау.

Вместе с тем, учитывая происходящие русловые переформирования для поддержания канала в эксплуатационном состоянии требуется проведение ежегодных ремонтных дноуглубительных работ.

Основными грузами, перевозимыми водным транспортом по реке являются:
  • Минерально-строительные грузы;
  • Металл и металлоконструкции.

Ранее, по реке Урал ежегодно перевозилось до 2447 тыс. тонн грузов.

В навигацию 2005 года предприятиями Урало-Каспийского бассейна перевезено до 296 тыс. тонн или 8,6% от объема грузов перевозимых в начале 90-х годов.

Перевозки ПГС и гравия производились в адрес итальянской фирмы, осуществляющей строительство автодороги «Уральск-Атырау». Погрузка ПГС производилась из русловых карьеров в районе г. Уральска с выгрузкой его в Кушумском, Чапаевском, Набатовском, Зеленом Ярах на расстоянии от 98 км до 350 км.

Добыча гравия производилась на индерских карьерах с вывозкой его автотранспортом на берег Мамаевского Яра с дальнейшей его погрузкой на речные суда. Перевозки гравия производились от поселка Индер вверх до Антоновского и Зеленого Яра на расстояние от 130 до 185 км.

Добыча кормовой ракушки производилось на месторождении Зюйдвестовая шалыга. Транспортировка осуществляется судами речного транспорта на расстояние 57 км до г. Атырау с последующей перевозкой железнодорожным транспортом к месту потребления для птицефабрик.

Перевозка негабаритных железобетонных конструкций и оборудования для компаний ведущих разработку месторождения Кашаган на расстояние до 200 км.

Урало-Каспийский бассейн

Перевозки пассажиров и грузов на внутренних водных путях осуществляются частными судовладельцами, основные: ТОО «Флот», ТОО «Нева-Каспий», ТОО «Курсай-7».

Название документа

Скачать документацию
Судовладельц Типы судов Кол–во, единиц Общая грузоподъемность, тонн (чел.) Количество единиц флота работавшего в навигацию 2005 г. Планируемое приобретение, ед. до 2010 г. до 2012 г.
1 АО «Уралречфлот» Пассажирские 4 543 3