Поиск по сайту

ДЕПУТАТЫ СЕНАТА ПОСЕТИЛИ СТАНЦИЮ АЛТЫНКОЛЬ И ПУНКТ ПРОПУСКА «НУР ЖОЛЫ»

Иконка просмотра 24.09.2021 Иконка просмотра 283

2021-09-24 20:05:00

Депутаты сената

24.09.21

Депутаты Сената Парламента РК, представители государственных органов,  АО «НК «КТЖ», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» находятся с рабочей поездкой в Алматинской области.

Сегодня сенаторы посетили железнодорожную станцию Алтынколь, пункт пропуска на казахстанско-китайской границе «Нур Жолы», расположенного на  участке автодороги «Западная Европа - Западный Китай».

После посещения пункта пропуска состоялся круглый стол с участием руководителей государственных органов и представителей бизнес-сообщества, посвященный вопросам оказания государственных услуг посредством информационной системы, электронного сопровождения в сфере таможенного дела и совершенствования таможенного администрирования.

Как сообщил в своем выступлении заместитель генерального директора Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Канат Мукушев,  оперативное реакция и слаженная работа причастных госорганов позволили урегулировать вопрос и снять нарастающее социальное напряжение на границе. Тем не менее необходимость решения проблем цифровизации и автоматизации процессов в пунктах пропуска все еще актуальна.

Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что по электронной очереди в день проходит 10 АТС, по информации наших перевозчиков, китайцы пропускают по 50 АТС. Тем временем,  в очереди стоят  более 10 тыс. машин. Еще одной проблемой является увеличение фрахта от китайской границы до Алматы до $33 тыс. долларов США (в мае-июне он составлял $13-15 тыс.). Расстояние составляет чуть более 300 км. В то же время у международных перевозчиков cтоимость перевозки  из Европы в Казахстан составляет порядка $10 тыс. долларов при расстоянии в  6000 км. И необходимости перехода нескольких границ.

Оценивая транзитный потенциал Казахстана и, учитывая тот факт, что Казахстан не имеет прямого выхода к морю, Правительство делает основной упор на создание новой транспортной инфраструктуры и развитие новых, альтернативных маршрутов.

Наглядным результатом реализации государственных планов стало строительство порта Курык, обладающего рядом преимуществ для развития международного автомобильного транзита по каспийскому коридору:

переход грузов до Курыка из любых портов в четыре часа быстрее, чем до порта Актау;

магистрально-железнодорожная сеть «Казахстан темир жолы» входит непосредственно в порт, что в дальнейшем может послужить фактором особой привлекательности для соседних стран.

Пропускная способность железнодорожного причала составляет       4,1 млн. тонн в год, автомобильного — 1,9 млн. тонн в год. Железнодорожные и автомобильные причалы обеспечивают одновременную обработку 4 паромов или до 8 паромов в сутки. Цифры свидетельствуют о перспективах и имеющемся потенциале порта Курык.

Кроме того, в планах запуск новых паромных линий Курык – Анзали (Иран) и Курык – Махачкала, которые позволят нарастить объемы перевозки автотранспортных средств более чем на 60%.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по развитию новых маршрутов и повышению привлекательности транзита через Казахстан, остаются вопросы, требующие решения и внимания со стороны уполномоченных государственных органов.

В частности, за последние годы наблюдается существенное снижение конкурентоспособности отечественных автомобильных перевозчиков на международных рынках.

В 2020 году в экспортно-импортном сообщении перевезено автомобильным транспортом порядка 4,9 млн. тонн грузов, что в суммарном выражении составило $11,7 млрд.  из которых только 31% приходится на долю казахстанских перевозчиков. Для сравнения, в 2017 году отечественные перевозчики занимали долю  в 52% в общем объеме международных перевозок грузов автомобильным транспортом.

Безусловно, рост автомобильных перевозок грузов в Казахстане обеспечивается развитием сети автодорог в рамках реализации государственных инфраструктурных проектов, привлечением новых транзитных грузопотоков, развитием внутреннего производства.

Однако цифры свидетельствуют о том, что основные профиты от развития инфраструктуры получают иностранные перевозчики, перевозящие до 70% казахстанских грузов. Казахстанский рынок является привлекательным и благоприятным для иностранных компаний. На сегодня в Казахстане, только в международных перевозках грузов, работает 55 компаний с иностранным участием,  парк которых составляет 1476 единиц  или 19,7% от казахстанского парка. Это совместные предприятия, созданные учредителями из Турции – 8, Германии – 11, Литвы – 4, России – 9, Белоруссии – 9 (еще одна компания на стадии вхождения в КазАТО), Нидерланды – 2, Пакистан – 1, Азербайджан – 1, Корея – 1 и т.д.

Таким образом, доходы, полученные от перевозки казахстанских грузов, консолидируются в иностранных государствах. В целях защиты отечественного рынка грузовых перевозок и развития национальных транспортных компаний, Союз считает необходимым проводить политику протекционизма в отношении отечественных перевозчиков.

В 2025 году в рамках ЕАЭС начнется четвертый этап либерализации автомобильных перевозок и будет разрешен каботаж. Был проведен анализ, согласно которому количество автотранспортных средств, допущенных к международным автомобильным перевозкам по системе МДП, в соседних странах значительно превышает количество в Казахстане. (справочно: в РК допущено 7,200 АТС, в России – 35 тыс. АТС,  Беларуси – 22 тыс. АТС). Следовательно, необходимо повышать конкурентоспособность казахстанских перевозчиков на данном рынке через увеличение их подвижного парка.

В Казахстане ставки сборов в Казахстане  являются дополнительной финансовой нагрузкой для транспортных компаний.  В то же время сборы за первичную регистрацию автотранспортных средств в Республике Беларусь и Российской Федерации отсутствуют.

 По ставкам утилизационного в  России и Беларуси  идет дифференциация транспортных средств по году выпуска, кроме того в Беларуси существуют льготы для транспортных компаний, которые завозят транспортные средства экологического класса Евро-6 в части их освобождения от уплаты утилизационного сбора и налога на добавленную стоимость.

Депутаты сената 2

Решение проблемы перевозчиков возможно только при условии комплексной государственной поддержки в логической увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В Казахстане общая протяженность автомобильных дорог 128 тысяч километров, из них 23 тысячи относятся к уровню республиканского и международного значения. Соответственно и придорожный сервис по всем параметрам должен улучшаться.

Вместе с тем, автоперевозчики отмечают слабый придорожный сервис. Так, при дальних поездках дальнобойщики должны находиться за рулем не более 4,5 часа и после этого в обязательном порядке отдыхать минимум час. Но на казахстанских дорогах на этом расстоянии отсутствуют зоны отдыха, кафе, гостиницы, или они есть, но не соответствуют требованиям национальных стандартов РК,  санитарно-гигиеническим правилам.

С октября 2020 года на территории РК создана система отслеживания транзитных перевозок с использованием навигационных пломб. Она позволит не только отследить транзитные перевозки, но и улучшить налоговое администрирование.

В соответствии  с Правилами использования электронных идентификаторов (навигационных пломб), утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 октября 2020 года № 971,  «Оператор обязан незамедлительно в круглосуточном режиме информировать  Комитет и орган государственных доходов на территории которого возникли обстоятельства в случае отсутствия связи с электронным идентификатором (навигационной пломбой) более 2 (двух) часов». Перевозчики отмечают, что не на всех участках автодороги «Западный Китай-Западная Европа» обеспечивается устойчивая связь. Соответственно это не  позволяет обеспечить полное слежение маршрута следования автотранспортного средств.

В целях повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков предлагается реализация следующих мер:

1.       Принять меры по наращиванию парка грузовых автомобилей до 5000 единиц, работающих на международных перевозках, что позволит предприятиям Казахстана получить до $350 млн. дохода в год и соответственно миллиарды тенге налогов в бюджет страны.    Необходимо приравнять задачу обновления и наращивания парка к приоритетным задачам поддержки экспорта и обеспечить соответствующую поддержку;                                        

2.       Принятие локальной программы финансирования предпринимателей? направленной на стимулирование приобретения седельных тягачей, грузовиков МАП и прицепов, полуприцепов к ним со ставкой не более 3% без первоначального взноса при приобретении техники;

3.       Снизить коэффициент утилизационного сбора до 5 для седельных тягачей и грузовиков, предназначенных для международных перевозок экологического класса ЕВРО-5 и выше с массой от 12 – до 50 тонн;

4.       Рассмотреть возможность приобретения собственных паромов;

5.       Рассмотреть возможность включения порта Курык в свободную экономическую зону (расширение территории СЭЗ «Морпорт Актау» на 67,5 га, с учетом добавления порта Курык в качестве субзоны).      Реализация данного вопроса будет соответствовать лучшей международной практике, ее  начали применять Азербайджан и Российская Федерация.

Предложенные меры будут способствовать развитию отечественного рынка международных перевозок грузов, а также окажут положительное влияние на повышение конкурентоспособности отечественного парка автотранспортных средств, предназначенных для международных перевозок грузов.

Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» считает, что консолидация усилий, направленных на развитие транзитного потенциала и транспортной инфраструктуры Казахстана, поддержка и развитие отечественных транспортных компаний позволит вывести транспортную отрасль на качественно новый уровень и высокие показатели эффективности. 

Депутаты Сената приняли все предложения, высказанные в ходе проведения круглого стола, для дальнейшего обсуждения.

Популярные
СТК «Kazlogistics» сообщает о визите Китайской делегации
Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZLOGISTICS» информирует...
Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию комбинированных грузоперевозок.
Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию комбинированных грузоперевозок. Он будет ...
Заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Подкомитет по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен&ra...
Automechanika Astana стартовала в Астане
Сегодня, заместитель Генерального директора СТК «Kazlogistics» Жаслан Жагпаров принял уч...
Cостоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Сегодня состоялось первое в этом году заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета ...
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. А ка...
Центрально-азиатская выставка коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники Automechanika Astana и Komtrans Astana
Новые даты и направления Komtrans Astana!   В 2024 году выставочные проекты Automechanika Ast...
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза За первый квартал 2024 года объем желе...
Ежегодное заседание ОЮЛ «Генеральная Ассоциация китайских предпринимателей в Казахстане»
9 апреля заместитель Генерального директора СТК «Kazlogistics» Жаслан Жагпаров принял ...
Экс-глава Высшей аудиторской платы вошла в совет директоров АО «НК «ҚТЖ».
Экс-глава Высшей аудиторской платы вошла в совет директоров АО «НК «ҚТЖ».Решением ...