Site search

РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПОДКОМИТЕТА ПО ВОДНОМУ ТРАНСПОРТУ

Иконка просмотра 30.09.2021 Иконка просмотра 333

2021-09-30 18:09:22

30.09.21

В режиме онлайн состоялось расширенное заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок под председательством Председателя Комитета логистики и перевозок Президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", Председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Нурлана Сауранбаева.

Председатель Подкомитета по водному транспорту Николай Юдин отметил работу Правительства совместно с НПП «Атамекен» по поддержке   отрасли в связи с пандемией коронавируса и озвучил ряд актуальных для бизнеса вопросов. В частности, реализация Соглашения о судоходстве, подписанного 1 февраля 2019 года в рамках ЕАЭС и  ратифицированного Казахстаном,  на протяжении вот уже  более двух лет ещё не вступило в законную силу. Вероятно, назрела необходимость эту проблему вынести на заседание высшего Совета ЕАЭС.

Подкомитет совместно с ННП «Атамекен» провел работу по поддержке бизнеса в условиях пандемии коронавируса по предоставлению отсрочки выплат по банковским займам, введению запрета на начисление банками, кредитными и лизинговыми организациями штрафов и пеней, переносу сроков выплат сумм основного долга и вознаграждения по всем займам, без последующего начисления вознаграждения на просроченные платежи. Кроме того, предоставлена отсрочка платежей по займам субъектов малого и среднего бизнеса.

На Подкомитете в текущем году были рассмотрены ряд проблемных вопросов по деятельности морских портов  о возможности регистрации АО «НК «Актауский морской торговый порт» в качестве участника СЭЗ «Морпорт Актау», возможности включения  в СЭЗ порта Курык, создании контейнерного хаба в порту Актау, применении железнодорожных тарифных условий при перевозке грузов в направлении портов Казахстана, по аналогии с тарифной политикой РЖД, запрете на ввоз цемента или  применения механизма квотирования на импорт цемента через отечественные морские порты.

Помимо этого, обсуждены вопросы загрузки  порта Актау гарантированным объемом нефти (нефтепродуктов) не менее 3 млн. тонн,  оказании государственной поддержки отечественным экспортерам по возмещению затрат за транспортировку грузов, направляемых через морские порты Казахстана, в том числе в предоставлении понижающего коэффициента к действующим тарифам судозахода, открытии новых паромных маршрутов или фидерных линии с прикаспийскими государствами, в том числе по маршрутам порт Курык – порт Махачкала, порт Актау - порт Туркменбаши.

Проблемные вопросы водного транспорта были рассмотрены на совещании под председательством Заместителя Секретаря Совета безопасности РК Абдымомунова А.К., по итогам которого выработаны соответствующие рекомендации для госорганов.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК направило предложение в Министерство иностранных дел РК о проведении совместного совещания с Посольством США по возобновлению переговоров по вопросам неприменения санкций в отношении казахстанских портов и судоходных компаний, перевозящих несанкционный груз в иранском направлении.

В рамках реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, предложено рассмотреть вопрос о развитии коридора «Север - Юг» для выявления «узких» мест и  ограничений транспортной инфраструктуры.

Для этого,  прежде всего,  необходимо совместно в рамках ЕАЭС решать вопрос об отмене санкций США в отношении компаний, осуществляющих перевозку грузов в иранском и обратном направлениях, а также их перевалку в портах.

По вопросам подготовки морских кадров в ВУЗах РК было рекомендовано Комитету транспорта МИИР РК совместно с МОН РК и учебными заведениями продолжить работу в части внедрения учебных программ для подготовки морских специалистов в ВУЗах Казахстана, соответствующих с МК ПДНВ и отраслевым профстандартам,  увеличения и стоимости образовательных грантов, и средств на плавательную практику, расширения количества морских специальностей, требуемых для отечественной морской отрасли, освидетельствования учебных заведений по подготовке морских кадров.

В текущем году проведено совещание с участием КТ МИИР РК, МОН РК, ВУЗов и общественных организаций по мерам дальнейшего развития системы подготовки моряков, организации плавательной практики, в соответствии со стандартами ПДНВ, внедрения кластерной модели развития морского образования.

Внутренние водные пути, в том числе   река Иртыш,  используются не в полной мере. Для развития речного судоходства необходимо провести анализ перевозок объемов перевозимого груза по направлениям, в том числе, ожидаемым и перспективным, возможности использования существующих судоремонтно-судостроительных заводов в РК для осуществления ремонта и строительства речных судов.

Недостаточное содержание Урало-Каспийского канала препятствует использованию производственных мощностей Атырауузен  и портов в полном объёме.

Комитету транспорта   МИИР РК рекомендована разработка Концепции развития внутреннего водного транспорта Казахстана, в которой необходимо определить ожидаемые и перспективные перевозки, участие в заседании Межведомственной комиссии по использованию водных ресурсов.

Заместитель генерального директора ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Берик Бисалиев  сообщил, что в Каспийском море судами компании перевезено 436  тыс. тонн нефти с порта Актау до Махачкалы, транспортировка нефти в Черном и Средиземном морях составила 6 тыс. тонн. Доставка контейнеров по маршруту ТМТМ более 11 тыс. ДФЭ, по маршруту Актау – Алят (Азербайджан) перевезено более 8 тыс. ДФЭ.

Б.Бисалиев обратил внимание на длительность - до 10 дней – процедуры согласования перехода через казахстанскую государственную границу, при замене одного члена экипажа необходимо заново проходить согласование и получать разрешение, что приводит к колоссальным финансовым потерям. Тогда как в европейских странах эта процедура занимает всего полчаса времени.

Представитель «Казмортрансфлота» обратил внимание на тот факт, что  в Казахстане не выпускают гидргеографические  карты и  навигационные карты, их сейчас готовит Россия и Азербайджан, карты северо-восточной части Каспийского моря отсутствуют. Компания не первый год поднимает вопрос строительства собственных паромов, для реализации этой задачи  необходима государственная поддержка.

Председатель Правления АО «НК «Актауский Морской Торговый Порт» Абай Турикпенбаев сообщил, что  общая перевалка грузов за 8 месяцев 2021 года составила 2 419 тыс. тонн или 104% к плану. В среднем в год загрузка порта не превышает 18% от проектной мощности.

Основными причинами низкой загруженности порта являются:

- переориентация нефти на трубопроводный транспорт, за последние 11 лет (с 2009 года) объемы нефти снизились практически на 82 % или с 11 млн. тонн до 2 млн. тонн. Фактически выведены из эксплуатации 2 нефтеналивных причала;

- прекращение перевалки экспортных объемов металла в иранском направлении из-за санкций США, ранее в год объем перевалки металлопродукции совместно с АМСТ составлял порядка 650 тыс. тонн;

Для реализации нашей стратегической задачи по становлению логистическим хабом для стран Центральной Азии выработан ряд практических предложений по увеличению загрузки порта Актау.

Дальнейшее выстраивание единой транспортно-логистической цепочки в направлении маршрута ТМТМ даст прирост транзитных грузов из Китая в объеме не менее 40 тыс. ДФЭ к 2030 году. В настоящее время мощности порта Актау позволяют принимать и обрабатывать до 40 тыс. ДФЭ в год, а в случае  модернизации инфрастуктуры порта,  пропускная способность составит до 133 тыс. ДФЭ контейнеров к 2030 году.

На площадях порта Актау будут созданы новые сервисы для хранения и накопления контейнеров мировых контейнерных операторов (MSC, CMA CGM, MAERSK и др.), что даст возможность для среднесрочного и долгосрочного планирования контейнерных перевозок, формирования контейнерного парка для стран Каспийского региона и Средней Азии и создаст выгодные условия клиентам для доставки своего груза до порта, как автотранспортом, так и железнодорожным подвижным составом для дальнейшей отправки этих грузов в контейнерах. Аналогичная практика успешно внедрена в портах Грузии, России и Украины.

Для создания соответствующих мощностей и последующего обслуживания контейнерного парка возникает потребность к прилегающей к порту Актау территории СЭЗ «Морпорт Актау» (порядка 19 га).

С 12 марта текущего года на таможенном посту «Морпорт Актау» началось обязательное проведение таможенного контроля с применением МИДК в отношении всех грузов в контейнерах, выгруженных с судна для дальнейшего следования назначением в РК и государства-члены ЕАЭС, что создало ряд сложностей и привело к увеличению расходов всех участников перевозки, непроизводительному простою подвижного состава (в среднем от 7 до 14 суток), срыву срока доставки грузов и переориентации клиентов на другие маршруты в обход РК. Сложившаяся ситуация в конечном итоге приводит к колоссальным убыткам и потере перевозимых объемов грузов и не способствует достижению показателя, предусмотренного Государственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020 – 2025 годы.

С 26 июля 2021 года со стороны таможенного поста «Морпорт Актау»  усилен контроль   в отношении всех импортных грузов. Обязательному проведению таможенного контроля с применением мобильного инспекционного – досмотрового комплекса (МИДК) теперь подлежат  все импортные грузы (вне зависимости от типа тары), ввозимых на территорию РК, в том числе контейнеры в транзитном направлении. Это  негативно сказывается на пропускной способности порта Актау.

Для справки: в порту Новороссийск используется данная практика - выборочное сканирование контейнеров, а именно порядка 3-4% контейнеров от общего количества импортных контейнеров  попадают под сканирование мобильного инспекционного – досмотрового комплекса (МИДК).

Принимая во внимание, что документ Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2016 года № 7 «Об общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании» имеет рекомендательный характер, просим рассмотреть возможность отмены досмотра с применением МИДК в Актауском морском торговом порту, а проводить досмотр в пунктах назначения или рассмотреть возможность  выборочной проверки только импортных контейнеров,  следуемых из порта Актау ж/д сообщением  по маршруту ТМТМ.

На сегодняшний день тарифные условия на перевозку грузов через казахстанские порты не конкурентоспособны в сравнении с сухопутными маршрутами транспортировки грузов по железным дорогам Казахстана и России через морские порты России.

АО «НК «КТЖ» установило унифицированные тарифы на перевозки экспортных грузов из Казахстана в направлении стран ЕАЭС, в частности в Россию, а также через ее морские порты и через казахстанские порты (Актау и Курык). Кроме того, на перевозки грузов по территории Казахстана из/в стран ЕАЭС, к примеру, из России/Беларуси в Кыргызстан, а также в направлении казахстанских портов (и в обратном направлении) также применяются унифицированные тарифы. 

В то же время, в отличие от КТЖ РЖД на перевозки российских экспортных грузов по в третьи страны через иностранные морские порты и сухопутные погранпереходы установили повышающие коэффициенты.

Таким образом, происходит стимулирование грузовых перевозок через российские порты, что стало возможным благодаря тому, что Федеральная антимонопольная служба России  на законодательном уровне уполномочена в интересах РЖД, морских портов России, грузоотправителей, устанавливать повышающие и/или понижающие коэффициенты  (повышающие коэффициенты: в размере 1,94 на перевозки серы, 1,66 - стальных заготовок, 1,3 – ферросплавов, труб из черных металлов – 1,3, 1,45 - прочих видов проката, а также других грузов).

В то же время, при перевозках грузов через российские порты указанные коэффициенты не применяются на перевозки российских экспортно-импортных грузов по РЖД в зависимости от направления и дальности перевозок.

Просим рассмотреть возможность пересмотра принципов и  методов формирования тарифной политики на экспортные перевозки грузов на законодательном уровне и предусмотреть возможность установления повышающих коэффициентов на перевозки грузов через иностранные морские порты и сухопутные погранпереходы, в том числе российские.

В настоящий момент парк контейнеров национального единого оператора страны АО «KTZ Express» составляет 5000 единиц собственных контейнеров и 1000 единиц арендованных контейнеров.

Ввиду развития транзитного потенциала страны порт Актау акцентирует огромное внимание не только в направлении китайских грузов, но и в направлении стран Центральной Азии и Турции. Узбекистан и Турция также являются ключевыми рынками порта Актау в дальнейшем развитии контейнерных грузоперевозок.

В настоящее время из Узбекистана экспортируются множество отечественных узбекских грузов в направлении Турции на автомобильном транспорте. Из Турции в направлении Казахстана, стран Центральной Азии на грузовом автотранспорте (еврофуры) также ежегодно перевозятся порядка 50-70 тыс. тонн турецких грузов.

Имея достаточное количество 40-футовых High Cube, можно было бы предложить турецким и узбекским экспортерам переориентировать свои грузы из автоперевозок на контейнерные перевозки.

В связи с чем, необходимо формирование на базе АО «НК «КТЖ» контейнерного парка состоящего из порядка 3 000 контейнеров (40-футовых High Cube) с грузоподъемностью не менее 30 тонн и задействованием на маршруте страны Центральной Азии - Турция.

На сегодняшний день отечественный торговый флот состоит из 9 судов: 5 танкеров и 4 сухогрузов.    Танкеры обеспечивают перевозку порядка 80% нефти, переваливаемой из порта Актау. Считаем необходимым применение принципа «свой груз – свой порт – свой флот», так как казахстанское содержание в целой логистической цепочки может значительно увеличиться.

Например, сейчас доля доходов порта Курык во всей логистической цепочки составляет 3%, доля морского перевозчика – до 30%.  Для генеральных грузов доля доходов порта Актау во всей логистической цепочки составляет 9%, доля морского перевозчика – до 50%. (перевалка+судозаход в порту Актау – 6$, стоимость фрахта  - 32$).

Как сообщил  генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик  Ахметов, по итогам 8 месяцев 2021 года портом обработано порядка 250 паромов и перевалено 551 тыс. тонн грузов.  По сравнению с аналогичным периодом 2020 года отмечается снижение показателей на 49% (8 мес. 2020 г. – 1 122 тыс. тонн).

Основные причины снижения перевалки  - прекращение «повагонной» отправки через порт Курык груза «параксилол». в связи с внеплановым ремонтом на Атырауском НПЗ (февраль – август т.г.). По итогам 2020 года объем перевалки «параксилола» составил порядка 400 тыс. тонн, а за 8 месяцев 2021 года – 20 тыс. тонн и 198 тыс. за 2020 год соответственно.

В сентябре планируется возобновить перевалку «параксилола» в объеме 15 тыс. тонн, что позволит порту выйти из убыточной зоны.

Кроме того, причина падения производственных показателей порта - возвращение потока транзитных грузовых АТС (автотранспортных средств) на традиционный сухопутный маршрут.

Порт Курык в цепочке поставке контролирует не более 3% на маршруте, тем самым не может повлиять на его привлекательность самостоятельно. Повышение привлекательности и наращивание объемов возможно при  слаженной работе АО «НК «ҚТЖ» и поддержке со стороны государственных органов, а также ОЮЛ «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

В целях увеличения загрузки паромного комплекса предлагается переориентация новых видов грузов и открытию новых направлений транспортировки грузов через порт Курык, переориентирование части объемов экспортных грузов компании ТШО, которая экспортируется через порт Новороссийск и Тамань в объеме порядка 2,5 млн. тонн в год.

Анализ потребностей рынка сбыта и производственных планов ТШО показывает, что в перспективе потенциальный объем перевалки через порт Курык может составить порядка 500 тыс. тонн.

Включение механизма субсидирования экспортных тарифов при осуществлении перевалки через ТОО «Порт Курык» с введением субсидирования (до 50%) транспортных расходов казахстанских экспортеров при осуществлении перевалки через порт Курык в целях «уравнивания» тарифных ставок с перевозкой по традиционным маршрутам через российский порты, в перспективе позволит нарастить объемы перевалки угля через порт Курык до 500 тыс. тонн в год по данной позиции.

Председатель Казахстанской ассоциации внутреннего водного транспорта» Руслан Дженалинов остановился на проблемах в Иртышском и Урало-каспийском бассейнах. Он сообщил, что объем перевозки внутренним водным транспортом  за 8 месяцев текущего снизился на 25%. Связано это с маловодностью на реках Иртыш и Урал.

На заседании также выступили директор Морской академии НАО «Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова» Болат Сарсенбаев, декан Казахстанской Морской Академии при АО «Казахстанско-Британский Технический Университет» Аксар Дуйсенбиев и  президент Ассоциации судовладельцев и предпринимателей морской индустрии Раиса Адамова.

Заместитель Председателя Комитета транспорта МИИР РК Кайриден Нуркенов проинформировал о работе, проводимой Комитетом по решению проблем водного транспорта. Он сообщил,  что  следующее заседание ЕЭК предложено провести в  офлайн формате с тем, чтобы решить вопрос ратификации Соглашения о судоходстве и разработке межведомственного договора о требованиях к минимальному составу судов.

Комитет транспорта МИИР создал рабочую группу по увеличению загрузки морских портов, с участием госорганов, ассоциаций, НПП «Атамекен». Проведено 3 заседания, выработаны меры и предложения, которые вынесены на обсуждение экспертной группы Совета безопасности.

В целях переориентации части экспортных маршрутов на ТМТМ Комитет совместно с Министерством торговли и интеграции инициировал изменения в Правила субсидирования, касающиеся возмещения до 50%.    транспортных расходов.

Для увеличения загрузки ТМТМ необходимо ввести дифференцированные тарифы на услуги МЖС  в части транспортировки на иностранные морские порты по аналогии с РЖД. Антимонопольный комитет готов рассмотреть этот вопрос при предоставлении аналитических материалов. Продолжается работа по неприменению санкций в отношении казахстанских портов и судоходных компаний, перевозящих несанкционный груз в иранском направлении.

К.Нуркенов сообщил, что разработана Концепция развития внутреннего водного транспорта, требуется проработка мер господдержки для бизнеса. Заместитель Председателя Комитета транспорта  выразил готовность к сотрудничеству в решении насущных проблем отрасли водного транспорта.

Популярные
Строительство железной дороги в обход Алматы идет по графику
Строительство железной дороги в обход Алматы идет по графику   Реализация проекта «Стро...
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”   Единый Слёт Экспедиторов (ЕСЭ) и К...
Приглашение к участию в первом заседании Казахстанско-Армянского Бизнес Форума
Уважаемые предприниматели! Внешнеторговая палата Казахстана приглашает Вас принять участие в перв...
Встреча Заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М. и Председателя Народного правительства СУАР КНР Э. Тунияза
26 марта Генеральный директор СТК "Kazlogistics" Талгат Лесов принял участие в онлайн встрече Заме...
Наурыз мерекесі құтты болсын!
Наурыз мейрамы құтты болсын!Құрметті әріптестер, достар мен серіктестер!Баршаңызды Ұлыстың Ұлы күні ...
Инвестиционный бум в транспортной инфраструктуре Казахстана
В 2023 году сектор транспорта и складирования в Казахстане продемонстрировал рекордный приток инвест...
Книга проблем транспортной отрасли по состоянию на март 2024 года
Актуальную книгу проблем по состоянию на март 2024 года можно скачать по ссылке СКАЧАТЬ КНИГУ ПРОБЛЕ...
Международный аэропорт Астана получил международный сертификат аудита ISAGO
Астана, 14 марта АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" успешно прошел первый международны...
Совещание по проблемным вопросам судостроительной отрасли состоялось в Министерстве транспорта РК
11 марта 2024 года в Министерстве транспорта РК под председательством вице-министра Калиакпарова М...