Site search

Аккредитованному моряку - большое плавание, или Как попасть в «белый список»

Иконка просмотра 24.11.2016 Иконка просмотра 223

24.11.2016

Аккредитованному моряку - большое плавание, или Как попасть в «белый список»

В преддверии аудита международной морской организации говорим о проблемах в сфере подготовки моряков в Казахстане

Дмитрий Ковтуненко - управляющий директор Казахстанской морской академии при КБТУ. Он считает, что у Казахстана есть огромный потенциал стать транспортным окном между Европой и Азией через развитие морской отрасли. По его словам, у нашей страны есть отличный шанс благодаря морским портам в Актау, Баутино и Курык развить морские грузоперевозки, а также морской торговый флот Казахстана. Но для этого в Казахстане нужно развивать морское образование.

Учитывая также, что, согласно закону Республики Казахстан "О торговом мореплавании", с 2020 года «Иностранцы и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана и старшего механика».

Дополнительно, в январе 2017 года в РК должен пройти аудит международной морской организации (IMO). Также нам обязательно нужно войти в «белый список», чтобы доказать, что система образования дипломирования тренингов и сертификации моряков в Казахстане соответствуют международным требованиям.

- Дмитрий Николаевич, расскажите, какие проблемы препятствуют развитию морской отрасли в Казахстане и тормозят вхождение страны в заветный «белый список»?

- Есть ряд проблем. Начнем с самого начала. Если есть морская отрасль, должны быть и нормативы. По аналогии с воздушной отраслью в морской также есть международные стандарты, которые четко регламентируют работу. В морской отрасли есть так называемая конвенция ПДНВ - Правила дипломирования и несения вахты для моряков. Она была написана еще в 1978 году, в 1995 году перенесла большую модификацию, когда в нее внесли более подробные требования. В 2010 на Филиппинах собирались все государства, которые являются членами Международной морской организации, и внесли изменения в Конвенцию. Теперь там четко прописано, каким навыкам должен соответствовать тот или иной специалист в сфере морского транспорта, начиная от рядового матроса и заканчивая капитаном корабля. В Казахстане, к сожалению, эти правила не были внесены в образовательные программы должным образом. В 2012 Глава государства в своем Послании поручил развивать транспортную отрасль Казахстана, обратив особое внимание на морские перевозки, так как эта отрасль «хромала».

 

- Казахстанская морская академия была создана в рамках этого поручения?

- Казахстанская морская академия была создана в 2012 году с целью подготовки специалистов в сфере морского транспорта, которых не хватает в Казахстане. Учебный план академии полностью разработан на конвенции ПДНВ, то есть соответствует всем международным требованиям. Также она была открыта для вступления Казахстана в международный «белый список», поскольку без соответствующего морского образования Казахстан не мог попасть в этот список.

- Когда же, по-Вашему, мы все-таки сможем попасть в этот «белый список»?

- На данный момент ведется работа по вступлению Казахстана в «белый список». Надеюсь, к следующему году она завершится.

- Действуют ли в Казахстане какие-то стандарты морского образования?

- В Казахстане не налажена структура морского образования. Есть какой-то стандарт, который был в свое время положен в основу ГОСО. К сожалению, сегодня он устарел. Этот стандарт определяет образование только высшего командного состава.

- Как проходят стажировку казахстанские морские кадеты?

- Существует большая проблема посадки кадетов на борт кораблей. Согласно международной конвенции, есть обязательные требования. Все, кто хотят получить в дальнейшем профессиональный диплом, обязаны пройти стажировку на море. Практика должна быть задокументирована, регламентирована, должно быть официальное подтверждение. С этим очень тяжело сейчас. Мы работаем и с казахстанскими компаниями, которые охотно идут с нами на контакт. Образовывается такой цикл: мы посылаем туда кадетов, они выдают по ним какой-то своеобразный фитбэк. Есть хорошая налаженная связь.

- Сколько специалистов вы планируете выпускать в год?

- Мы планируем выпускать 25 кадетов в год: 12-13 судомехаников, 12-13 судоводителей. Есть еще Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Есенова. У них порядка 60 кадетов тоже обучается на морском образовании. Если суммарно говорить, за весь период получения образования кадет обязан пройти практику в 365 дней. Для 70-80 человек посадочных мест в Казахстане не хватает. Поэтому мы сейчас прорабатываем этот вопрос и с международными компаниями, пробуем наладить связь с соседними государствами, даже смотрим дальше: и в Европу, и в Америку - пытаемся определить кадетов. Практика - это неотъемлемая часть образования, без нее мы не можем выпустить специалиста.

Одна из проблем, которую я тоже хотел бы озвучить, отсутствие четкого анализа потребности на рынке специалистов морского транспорта. Мы все знаем, что они нужны, но мы не знаем, сколько.

- Вы говорите, что академия открылась в 2012 году. Получается, уже был первый выпуск? Они трудоустроены?

- Да, у нас в этом году был первый выпуск. Мы выпустили 15 специалистов. В связи с тем, что на данный момент получение лицензий на работу в Казахстане еще не является возможным, мы всех наших студентов аккредитовали в Омане, который является членом «белого списка». На данный момент большая часть из них трудоустроена. Несколько человек работает в Каспиан Оффшор Констракшн. Несколько кадетов работает в компании Топаз. На данный момент 9 человек из 15 трудоустроены, остальные еще в поисках работы. Но, надо учитывать, что мы аккредитовали их только месяц назад - они получили разрешение на работу.

Еще одна насущная проблема - это недостаточность финансирования образовательных программ. Министерство образования вводит новую систему кредитной оплаты, возможно, это повлечет какие-то позитивные изменения. На данный момент в выделяемых грантах нет диверсификации между образованием, например, экономиста, образованием летчика и образованием моряка. Хотя вложения совершенно разные. Профессиональные курсы моряков – это очень трудоемкий и дорогостоящий элемент. На данный момент их приходится закупать за рубежом, потому что Казахстан не может выдавать эти подтверждения и дипломы.

- Охотно ли казахстанские компании идут с вами на сотрудничество?

- Не могу сказать, что мы страдаем от недостатка работы с казахстанскими судоходными компаниями. Но мы бы хотели, чтобы наши кадеты также проходили стажировку и в зарубежных компаниях, выходили в океанское плавание. Хотелось бы работать наполовину и с местными компаниями, и с зарубежными.

Популярные
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”   Единый Слёт Экспедиторов (ЕСЭ) и К...
Приглашение к участию в первом заседании Казахстанско-Армянского Бизнес Форума
Уважаемые предприниматели! Внешнеторговая палата Казахстана приглашает Вас принять участие в перв...
Встреча Заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М. и Председателя Народного правительства СУАР КНР Э. Тунияза
26 марта Генеральный директор СТК "Kazlogistics" Талгат Лесов принял участие в онлайн встрече Заме...
Наурыз мерекесі құтты болсын!
Наурыз мейрамы құтты болсын!Құрметті әріптестер, достар мен серіктестер!Баршаңызды Ұлыстың Ұлы күні ...
Инвестиционный бум в транспортной инфраструктуре Казахстана
В 2023 году сектор транспорта и складирования в Казахстане продемонстрировал рекордный приток инвест...
Книга проблем транспортной отрасли по состоянию на март 2024 года
Актуальную книгу проблем по состоянию на март 2024 года можно скачать по ссылке СКАЧАТЬ КНИГУ ПРОБЛЕ...
Международный аэропорт Астана получил международный сертификат аудита ISAGO
Астана, 14 марта АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" успешно прошел первый международны...
Совещание по проблемным вопросам судостроительной отрасли состоялось в Министерстве транспорта РК
11 марта 2024 года в Министерстве транспорта РК под председательством вице-министра Калиакпарова М...
Казақстан автокөлікшілер Одағы - Союз автотранспортников РК
Посвящается памяти Экс-Министра транспорта и коммуникаций РК Алигужинова Серика Карабатыровича, ...