НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАЗАХСТАНСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ СВЯЗАНА С ИЗНОСОМ ПАРКА
Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» проанализировал состояние дел на рынке международных автомобильных перевозок. Неконкурентоспособность казахстанских международных автомобильных перевозчиков связана с износом автотранспортных средств.
В Казахстане зарегистрировано более 400 тыс. грузовых автотранспортных средств, более 4 тысяч компаний с парком 16 тысяч осуществляют международные автомобильные перевозки. Для сравнения в Республике Беларусь в международных перевозках задействовано – 20 000 автотранспортных средств, РФ – 32 000, Литве – более 50 000, Польше - 100 000.
Основные марки автомобилей, из которых сформирован парк отечественных перевозчиков: VOLVO - 32,8% , DAF – 21,7%, Mercedes -13,4% , MAN – 10,7%, IVECO - 2.9%.
Прогноз объема перевозок автомобильным транспортом показывает ежегодное увеличение на 0,2 млн. тонн и рост его в 2025 году до 3 млн. тонн.
Между тем текущее положение в автотранспортной отрасли характеризуется высоким уровнем износа подвижного состава, дефицитом квалифицированных кадров и кредитных ресурсов. Сложившаяся ситуация может негативно сказаться на полноценном функционировании отрасли, а также на удовлетворении прогнозных показателей растущего спроса на перевозки автомобильным транспортом.
Основным проблемным вопросом обновления парка автотранспортных средств является введение 2016 году сбора за первичную регистрацию и утилизационный сбор.
В итоге отечественные перевозчики не могут обновлять основные средства, ввиду повышения стоимости на марки автомобилей, отвечающих требованиям международных автомобильных перевозок. Необходимо учесть,
что поддержка отечественных автомобилестроителей может привести к ухудшению условий деятельности казахстанских транспортных компаний.
Специалисты «KAZLOGISTICS» пришли к выводу, что в настоящее время необходимо разработать ряд мер, которые позволят создать благоприятные условия для обновления подвижного состава, задействованного в международных перевозках.
В настоящее время, для пополнения парка транспортным компаниям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов между Казахстаном и европейскими странами, ежегодно требуется порядка 500-1000 единиц автотранспортных средств экологического класса не ниже евро-5.