Саммит ШОС-2024 в Астане. Акценты смещаются в пользу экономики
2024-07-09 05:59:00
🌟 Саммит ШОС-2024 в Астане. Акценты смещаются в пользу экономики
В Астане завершился очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества. По итогам участники подписали 25 документа о сотрудничестве.
Одним из самых заметных итогов стало завершение процедуры приема в ряды Организации Белоруссии, которая стала 10-й участницей объединения. Помимо нее в ШОС входят: Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Подробные итоги саммита доступны в публикации множества СМИ.
Из 25 подписанных документов шесть затрагивали тему сотрудничества в экономической сфере:
1) Астанинская декларация Совета глав государств-членов ШОС (главный документ саммита)
2) Решение Совета глав государств-членов ШОС о проекте Стратегии развития ШОС до 2035 года
3) Решение Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Стратегии развития энергетического сотрудничества государств ШОС до 2030 года
4) Решение Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии экономического развития ШОС на период до 2030 года
5) Решение Совета глав государств-членов ШОС об Ассоциации инвесторов государств-членов ШОС
6) Решение Совета глав государств-членов ШОС о механизмах финансового сопровождения проектной деятельности ШОС
❗️Любопытная тенденция. Несмотря на то, что большинство обозревателей и СМИ, описывая саммиты ШОС, акцентируют внимание в первую очередь на теме безопасности, на самом деле доля экономических соглашений в объем числе документов заметно растет. Налицо рост активности основного игрока ШОС - Китая в продвижении экономических проектов. На усилия Китая страны ЦА отвечают взаимностью - всячески пытаются нарастить объемы выделяемых КНР инвестиций.
Тема транспортно-логистических проектов на саммите упоминалась вскользь, без подробностей. Похоже, некоторые из них успели обсудить до мероприятия, а по остальным особых подвижек пока нет.
Примечательно, что тема развития региональных транспортных коридоров поднималась только в выступлениях президентов стран Центральной Азии.
Так, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о Транскаспийском международном транспортном маршруте и трансевразийских коридорах по направлению «Север – Юг», а также о портах на Каспии.
Лидеров Кыргызстана Садыра Жапарова и Таджикистана Эмомали Рахмона волновали автомобильные грузоперевозки.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев ограничился общей формулировкой о необходимости развития инклюзивной и интегрированной транспортно-транзитной системы.
В регионе последние несколько лет стремительно нарастает деловая активность — существующая инфраструктура не справляется с объемом торговли и транзита. Страны Центральной Азии расширяют транспортные коридоры, осваивают новые маршруты, наращивают объемы грузоперевозок. На все это нужны деньги, время и гарантии окупаемости.
Источник: Logistan.