99 ЛЕТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ ПЕТРОПАВЛОВСК-КОКШЕТАУ
2021-07-01 10:39:00
01.07.2021
Этот день в истории
Официальное открытие новой железнодорожной линии Петропавловск-Кокшетау состоялось 1 июля 1922 года. Месяцем ранее, 1 июня 1922 года, состоялся торжественный митинг по случаю окончания строительства железнодорожной линии Петропавловск-Кокшетау, а уже 2 июня жители города Кокшетау встретили первый паровоз.
Задача по сооружению железнодорожной линии Петропавловск-Кокшетау (110 верст) была обозначена в постановлении Совета Народных Комиссаров «О железнодорожном строительстве» 1920 года.
5 августа 1920 года В.И. Ленин подписал постановление Совнаркома о срочном строительстве железнодорожной линии Петропавловск-Кокшетау. При этом Комитету государственных сооружений разрешалось использовать рельсы, снятые с линии Семипалатинск-Сергиополь (кстати, уложенные в период короткого властвования в этих краях Колчака).
16 сентября 1920 года от паровозного депо Петропавловск, отклоняясь на юг от главного пути Челябинск-Омск, на березовые шпалы были уложены первые двести саженей пути. Вся 184-километровая линия была разбита на три приблизительно равных участка, на которых работало от трех до четырех тысяч человек. Мобилизованы они были в порядке двухнедельной отработки из ближайших сел и аулов со своими повозками и лошадьми или быками, лопатами и тачками. Таким образом, каждый участок имел до 600-800 телег и по 2500 тяговых животных. За каждый подвезенный кубометр земли мобилизованный строитель получал премию – полквадратного аршина материи.
На строительство прибыл один из трудовых батальонов Сибирской армии в количестве 1209 человек, а также 77 лошадей. Едва было уложено десять километров пути, как по нему был пущен состав.
По новой железнодорожной ветке уходили в Петропавловск ежедневно до 20 вагонов зерна. Если в июне 1921 года по ней было переброшено лишь 93 тыс. пудов зерна, то уже в июле – 317 тыс., а в августе был установлен своеобразный рекорд – 975 тыс. пудов.
В том же году было открыто временное движение от Петропавловка до Таинчи, по которому было перевезено около двух миллионов пудов зерна, а до конца года вчерне была построена вся линия. Подвешен один провод телеграфной линии, открыто десять новых телеграфных пунктов. В Таинче оборудовано два паровозных стойла, механическая мастерская, пять временных пунктов водоснабжения, ряд гражданских сооружений.
Источник: бизнес-страница Zhanna Issingarina Trans Logistics Media