КАЗАХСТАНУ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ РЫНОК КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» провел исследование рынка контейнерных перевозок в Казахстане. Специалисты Союза пришли к выводу, что в стране необходимо разработать программу контейнеризациии железнодорожных перевозок, которая может стать драйвером для всей транспортной отрасли.
Анализ мировых тенденций показал, что в настоящее время на развитых рынках Европы и Америки контейнеризация приблизилась к 100%, т. е. практически все грузы, пригодные для этого, перевозятся в контейнерах. Таким образом, в развитых странах успешно функционирует рынок контейнерных перевозок. В ближайшее время основными полюсами роста мирового контейнерного рынка станут Африка, Индия и другие страны Азии, Латинская Америка.
Перевозка грузов в стандартных контейнерах – 20-foot equivalent unit (TEU) или двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ) – начала развиваться в 60-ых годах прошлого века. Его преимущества:
- отсутствие необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере;
- экономия при перевозках благодаря эффекту масштаба;
- удобство и экономия времени при сочетании с другими видами транспорта;
- скорость и своевременность доставки.
В мировой транспортной системе морской транспорт составляет 60- 70% всего объема перевозимых грузов. Начиная с 2000 года, динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует трехкратный рост контейнерных грузов. При этом растет и доля таких грузов в общем объеме сухих грузов - с 24% до 42% в период с 2000 по 2017 годы.
В 2018 году объем контейнерных перевозок достиг 152 млн. ДФЭ, демонстрируя ежегодный рост в пределах 3% -7% в течение последних лет. Кроме того необходимо отметить, что начиная с конца 90-х годов прошлого столетия наблюдается пятикратный рост перевозок в направлении Европа-Азия-Европа с 5 млн. ДФЭ в 1995 году до 25 млн. в 2018 году.
Таким образом, мы наблюдаем глобальный тренд увеличения уровня контейнеризации мировой торговли, а также опережающие темпы роста рынка в абсолютных величинах.
Текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок Казахстана характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%. При этом данный уровень, в основном, обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах, на 50-60% в год за последнее время.
Вместе с тем, наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, в основном, за счет предоставления сервиса «от двери до двери», меньших сроков доставки. Так, за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49% до 41% . Анализ структуры грузов, перевозимых по железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%.
СТК «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок и включающий следующие меры:
- пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности, как с повагонными отправками, так и с автомобильными перевозками, в особенности, на небольшие расстояния);
- консолидацию железнодорожных (платформы, контейнера, терминалы) и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы.
Все это позволит оптимизировать издержки во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и сокращения непроизводительных материальных и временных потерь, снять ограничения скорости при проследовании контейнерными поездами станций по главному пути, устранение узких мест, вызывающих ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов и т.д.
Потенциал контейнеризации в экспортном направлении составляет 7,6 млн. тонн. Это зерно, черные и цветные металлы, удобрения, битум, гудрон и др.
В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнерных перевозок в стране ожидается рост доходов от транзита грузов на железной дороге, увеличение объемов контейнерных перевозок не сырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью. Все это может оказать мультипликативный эффект на развитие всего транспортно-логистического комплекса Казахстана.