Поиск по сайту

КАЗАХСТАНУ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ РЫНОК КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Иконка просмотра 02.06.2020 Иконка просмотра 623

02.06.2020

КАЗАХСТАНУ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ РЫНОК КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» провел исследование рынка контейнерных перевозок в Казахстане. Специалисты Союза пришли к выводу, что в стране необходимо разработать программу контейнеризациии железнодорожных перевозок, которая может стать драйвером для всей транспортной отрасли. 

Анализ мировых тенденций показал, что в настоящее время на развитых рынках Европы и Америки контейнеризация приблизилась к 100%, т. е. практически все грузы, пригодные для этого, перевозятся в контейнерах. Таким образом, в развитых странах успешно функционирует рынок контейнерных перевозок. В ближайшее время основными полюсами роста мирового контейнерного рынка станут Африка, Индия и другие страны Азии, Латинская Америка. 

Перевозка грузов в стандартных контейнерах – 20-foot equivalent unit (TEU) или двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ) – начала развиваться в 60-ых годах прошлого века. Его преимущества:

  • отсутствие необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере;
  • экономия при перевозках благодаря эффекту масштаба;
  • удобство и экономия времени при сочетании с другими видами транспорта;
  • скорость и своевременность доставки. 

В мировой транспортной системе морской транспорт составляет 60- 70% всего объема перевозимых грузов. Начиная с 2000 года, динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует трехкратный рост контейнерных грузов. При этом растет и доля таких грузов в общем объеме сухих грузов - с 24% до 42% в период с 2000 по 2017 годы. 

В 2018 году объем контейнерных перевозок достиг 152 млн. ДФЭ, демонстрируя ежегодный рост в пределах 3% -7% в течение последних лет. Кроме того необходимо отметить, что начиная с конца 90-х годов прошлого столетия наблюдается пятикратный рост перевозок в направлении Европа-Азия-Европа с 5 млн. ДФЭ в 1995 году до 25 млн. в 2018 году.

Таким образом, мы наблюдаем глобальный тренд увеличения уровня контейнеризации мировой торговли, а также опережающие темпы роста рынка в абсолютных величинах. 

Текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок Казахстана характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%. При этом данный уровень, в основном, обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах, на 50-60% в год за последнее время. 

Вместе с тем, наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, в основном, за счет предоставления сервиса «от двери до двери», меньших сроков доставки. Так, за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49% до 41% . Анализ структуры грузов, перевозимых по железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%. 

СТК «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок и включающий следующие меры:

  • пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности, как с повагонными отправками, так и с автомобильными перевозками, в особенности, на небольшие расстояния);
  • консолидацию железнодорожных (платформы, контейнера, терминалы) и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы. 

Все это позволит оптимизировать издержки во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и сокращения непроизводительных материальных и временных потерь, снять ограничения скорости при проследовании контейнерными поездами станций по главному пути, устранение узких мест, вызывающих ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов и т.д.

Потенциал контейнеризации в экспортном направлении составляет 7,6 млн. тонн. Это зерно, черные и цветные металлы, удобрения, битум, гудрон и др.

В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнерных перевозок в стране ожидается рост доходов от транзита грузов на железной дороге, увеличение объемов контейнерных перевозок не сырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью. Все это может оказать мультипликативный эффект на развитие всего транспортно-логистического комплекса Казахстана.

Популярные
Встреча с директором Европейского фонда образования (ЕФО) состоялась в Астане
3 декабря в Центре развития трудовых ресурсов директор Корпоративного фонда «KAZLOGISTICS&ra...
Подписание Меморандума о сотрудничестве между КСТП и СТК «KAZLOGISTICS»
2-4 декабря 2024 г. в Индии в окрестностях г.Мумбаи (г. Лонавала, Aamby Valley Resort)  Генер...
Новый рекорд ТМТМ: 300-й контейнерный поезд в 2024 году
Новый рекорд ТМТМ: 300-й контейнерный поезд в 2024 году   Из казахстанско-китайского тер...
Казахстан и Китай начали обмен иностранными бланками разрешений в электронном формате
Казахстан и Китай начали обмен иностранными бланками разрешений в электронном формате – Минист...
Итоговая встреча с координаторами проекта «Социальный диалог»
Итоговая встреча с координаторами проекта «Социальный диалог». На заключительном меро...
Заседание Подкомитета по гражданской авиации КЛП Президиума НПП РК "Атамекен"
25 ноября т.г. Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» организовал очередное засед...
Заседание Подкомитета по жд транспорту НПП РК «Атамекен»
28 ноября Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» организовал очередное заседани...
Очередное Заседание Общественного совета МТ РК
Очередное Заседание Общественного совета МТ РК 27 ноября в Министерстве транспорта состоялось оче...
Встреча с представителями «Forcage Logistics»
Встреча с представителями «Forcage Logistics».  26 ноября заместитель Генерального...
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024
5-6 декабря в Астане, в отеле Rixos President Astana, про...