ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПАНИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ



24-й Московский международный логистический форум 2021 прошел в этом году в онлайн формате. Одна из сессий была посвящена опыту организации транспортно-логистического обеспечения компании.
В своем выступлении Максим Шапочка, начальник управления по стратегическому развитию «Объединенной металлургической компании» рассказал о том, как логистическая компания создает конкурентные преимущества компаниям производителям. ОМК — один из крупнейших российских производителей металлопродукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний.
Он считает, что для компаний промышленного сектора большим вызовом является сервис, а сервис – это логистика, коммуникации, общение с клиентами. Основные тренды связаны с изменением самих рынков, игроков – кто то уходит навсегда, кто-то приходит, укрупняет свой бизнес, покупая дополнительные активы. Меняется и покупательская способность клиентов.
Клиенты отдают предпочтение логистическим компаниям, которые способны обеспечить ритмичность в цепях поставок в противовес огромным закупкам. Клиентоориентированность становится краеугольным камнем в логистике.
Вместе с тем, текущие тренды создают не только вызовы, но и новые возможности. Компания может вырасти за счет сервисных и логистических решений, добиться успеха и лояльности со стороны клиентов, укрепить позиции на рынке.
6 принципов клиентоцентричности:
- Ориентация на клиента
- Мышление, направленное на поиск решений
- Ориентация на консультирование
- Клиентские интерфейсы и решения
- Бизнес-процессы
- Организационные связи и метрики.
Клиентоцентричность – это не только разработка продукции под желания клиента, а процесс совместного планирования, прогнозирования, обеспечения достоверной информации о местонахождении груза в режиме онлайн.
Несколько лет назад в промышленном бизнесе данная услуга не была востребована, однако текущие тренды говорят об обратном – клиент хочет знать где его товар, когда он будет у него. Он готов стать не просто заказчиком, а партнером в логистике, который задает правильные ноты для совершенствования твоего бизнеса, - говаорит М.Шапочка.
Коллаборация со своим клиентом, ориентация на потребности заказчика позволяет высокоэффективно вести бизнес, - уверен он.
Новые вызовы и реакция клиентов позволили кардинальным образом в течение прошлого года изменить собственную логистическую сеть компании ОМК.
Были открыты дистрибуционные склады по всей территории РФ для того, чтобы обеспечить клиентов своевременной, качественной и быстрой доставкой. Инвестировано много средств на IT решения, связанные с уведомлением и прогнозированием. И как итог – благодарность клиентов, их лояльность, готовность развиваться вместе.
Немаловажным является маркировка товаров, которая позволяет в один клик считать через терминал товар и принять его на свой баланс, ускоряя тем самым отгрузку товаров.
Какие же вызовы существуют в логистике? По мнению спикера, они разделяются на внутренние и внешние. Клиент не хочет вывозить товар со склада, не хочет заниматься логистикой.
Дополнительная потребность – электронный документооборот. Тренды цифровой экономики свидетельствуют, что бумажные документы в ближайшие годы изживут себя. Готовность логистики в обеспечении клиентов своевременным качественным электронным документооборотом – отдельный приоритет.
Программа доверительной приемки, совместное планирование поставок, интеграция бизнес- процессов клиента, обмен данными и опытом, коллаборация – все это позволяет стратегически взращивать оба бизнеса.
При этом, как отметил М.Шапочка, качественное исполнение обязательств перед клиентом зависит от синергии каждого участника процесса - от продавца, заключившего сделку до водителя машины, доставляющего товар.
Не надо бояться инвестировать, любые практики решения вызовов клиентов будут с благодарностью приниматься и отражаться на продажах – такой философии придерживаются в компании ОМК.
Александр Пьянков, представитель логистической компании FESCO рассказал о том, как снизить стоимость при мультимодальных перевозках.
По его словам, введение локдаунов в Европе, США привело к повышению стоимости фрахтовых индексов на различных маршрутах – как через Дальний Восток, так и через Европу. Тарифы выросли многократно, стоимость перевозки контейнера из Юго-Восточной Азии до Москвы, где находится до 40% потребителей всей импортируемой продукции, повысились до $10 тыс. Доля импорта из Юго-Восточной Азии в Россию доходит до 60% в общем объеме завозимой продукции.
Импорт из Китая в США кратно рос в последние годы и в конце 2020 года достиг 50%. США – один из крупнейших потребителей различной продукции, существенную емкость на рынке контейнерных перевозок. Доступность контейнеров на рынке между тем снизилась, тому есть несколько причин – рост потребления в странах первого эшелона, агрессивные действия китайских лизинговых компаний по росту ставок.
Ставки фрахта Шанхай – Роттердам составляет порядка $8 тыс., со сроком доставки 30-40 дней транзитного времени, фидерная доставка до Санкт-Петербурга, затем до Москвы. Вся часть данного маршрута является долларовой и соответственно при тех или иных колебаниях курса иностранной валюты влияет на конечную стоимость доставки. Транзитное время через Дальний Восток составляет до 25-30 дней, долларовая часть составляет 20%, остальные 80% - это рублевая составляющая железнодорожного тарифа.
Если раньше средняя стоимость доставки 40 футового контейнера на маршрутах составляла $2,5 -3 тыс., то сейчас она составляет порядка $10 тыс. или 20 центов за килограмм до 60 центов.
Учитывая ситуацию на рынке, сейчас планировать поставки необходимо не как раньше - за 7-10 дней, а за 2-2,5 месяца вперед. Компании ВЭД должны учитывать это и поменять внутренне планирование, в противном случае велик сбоев бизнес процессов. В ноябре этот тренд был еще не всем понятен, то уже сейчас многие крупные клиенты готовы менять свои логистические схемы и маршруты, - отметил А.Пьянков.
Новые реалии, в которых приходится работать логистическим компаниям, несут не только новые вызовы, но и новые возможности в построении цепях поставок товаров, - уверены участники форума.
Пресс-служба Союза транспортников Казахстана
«KAZLOGISTICS»