Поиск по сайту

ПАНДЕМИЯCOVID-19 И ТРАНСПОРТ: ИТОГИ ГОДА

Иконка просмотра 01.03.2021 Иконка просмотра 325

01.03.2021

ПАНДЕМИЯCOVID-19 И ТРАНСПОРТ: ИТОГИ ГОДА

Лидер отрасли

Традиционно начало года время подведения итогов года ушедшего.  Несомненно, последствия пандемии еще будут ощущаться  в ближайшие годы.  С какими результатами закончила  2020 год транспортная отрасль – об этом беседа с генеральным директором Союза транспортников Казахстана  «KAZLOGISTICS» Ерланом Абсатовым.

Ерлан Сембекович, по итогам 2020 года транспортная отрасль просела на 20%. Отрасль признана наиболее пострадавшей от пандемии Covid -19. Какие подотрасли наиболее пострадали от пандемии?

Да, действительно, по итогам 2020 года, прошедшего под знаком пандемии Covid-19 и девальвации 2019 года, падение внутреннего валового продукта в Казахстане составило 2,6%, при этом ВВП транспортной отрасли снизился  на 17,2%. Это достаточно большой показатель.

Ключевые показатели отрасли выглядят следующим образом. Объем перевозок всеми видами транспорта в 2020 году снизился на 6,6%.  Грузооборот сократился на 4% по сравнению с предыдущим годом, пассажиров перевезено меньше на 65%, пассажирооборот сократился на 63%.

В транспортной отрасли наиболее пострадали международные и межобластные автомобильные пассажирские перевозки, деятельность которых была прекращена с марта 2020 года и возобновилась лишь частично. Значительный урон нанесен  авиакомпаниям. В связи с тем, что полеты были запрещены, пассажиропоток сократился, это привело к снижению доходов аэропортов  на 70%.  

Ситуация на автомобильном пункте пропуска на казахстанско-китайской границе «Нур жолы» была в центре внимание в течение прошлого года. Там скопилось большое количество  автотранспорта. Удалось решить эту ситуацию?

Благодаря усилиям Союза транспортников Казахстана  «KAZLOGISTICS» было привлечено внимание государственных органов  к этой проблеме, создана правительственная комиссия и оперативный штаб.

В результате  на пункте пропуска «Нур жолы» внедрена электронная очередь, все автотранспортные средства были передислоцированы на стоянку  сухого порта «Хоргос». Пробки на границе, растянувшиеся до 56 километров, удалось ликвидировать.  

Кризис это еще новые возможности. Уменьшение автоперевозок привело к увеличению грузовых железнодорожных перевозок. Как вы прокомментируете этот тренд?

В условиях пандемии наиболее устойчивыми и надежными  оказались железнодорожные перевозки. В результате обеспечен рост объемов грузовых железнодорожных перевозок  на 1,3% в сравнении с 2019 годом.

Несмотря на серьезные объективные трудности, железнодорожная отрасль уверенно наращивает объемы транзитных грузовых перевозок,  особенно контейнерных. Сейчас  в структуре доходов национального перевозчика поступления от транзита  составляют более трети от общего объема.

Удалось добиться положительного тренда транзитных перевозок контейнерных грузов. Их объем  в направлении Китай -  Европа – Китай  вырос  почти на 60%. Нам удалось закрепиться на  этом стратегически важно направлении. Общий объем транзитных контейнерных перевозок в 2020 году составил 876 тыс. ДФЭ, что на 36% больше показателей предыдущего года.

Ни для кого не секрет, что железнодорожная отрасль нуждается в  существенной модернизации. Китай планомерно повышает скорость передвижения пассажирских и грузовых поездов. Что ждать Казахстану в ближайшее время в этом направлении?

Казахстанская железнодорожная отрасль развивается динамично, является  одним из локомотивов экономики страны. Сейчас заложены фундаментальные и устойчивые принципы по модернизации железнодорожной отрасли.

В рамках государственных программ путем  привлечения иностранных инвестиций созданы заводы по сборке тепловозов по новейшей технологии компании «Дженерэл Электрик» (США) и электровозов компанией «Альстом» (Франция). 

Ежегодное оздоровление железнодорожных путей посредством капитального и среднего ремонта составляет около 500 км. Внедрена автоматизированная система для выявления неисправностей путей АСУ «Магистраль». Построен Актюбинский рельсобалочный завод по выпуску   рельсов высокого качества. Для повышения качества перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, запущены маршруты из  комфортабельных вагонов  по всем основным направлениям Казахстана.

Казахстан намерен повышать транзитный потенциал, особенно в железнодорожной отрасли. Для этого реализован  проект - пограничный железнодорожный стыковой узел Алтынколь-Хоргос, построены порты Актау и Курык для выхода через Каспийское море в направлении Турции и Европы. Скорость транзитных контейнерных поездов доведена до  1150 км в сутки. В целях повышения транзитных возможностей планируется  модернизация железнодорожного узла Достык-Актогай-Мойынты.

В планах на  2021 год увеличить транзитные контейнерные перевозки до 1 млн. ДФЭ,  нарастить транзит, модернизировать участок  Достык – Мойнты, приступить к строительству высокоскоростной дороги Ташкент – Туркестан.

Из-за введения карантинных мер со стороны Китая на железнодорожных переходах скопилось большое количество казахстанских грузов. Как складывается ситуация сейчас?

Из-за карантинных мер, принятых властями КНР в ноябре прошлого года, на границе скопились  почти 4 тыс. вагонов с продовольственными грузами.

Сейчас наблюдается положительная динамика, китайская сторона увеличила разгрузку казахстанских вагонов на станции Алашанькоу. Государственные органы регулярно проводят переговоры с китайской стороной по поводу приема и разгрузки уже отправленных казахстанскими предпринимателями грузов.

Авиационная отрасль несет огромные убытки из-за снижения пассажиропотока. Как планируется поддержать отрасль?

Международные авиарейсы возобновлены только на 10%, а внутренний рынок авиаперевозок, восстановившийся всего на 85%, регрессирует перед лицом новых вспышек инфекции и ограничений на поездки.

Это привело к резкому падению всех показателей аэропортов,  существенному уменьшению количества обслуживаемых рейсов, а также сокращению объёмов перевозимых пассажиров и грузов.  Доходы упали, а аэропорты несут большую финансовую нагрузку по кредитным, налоговым и другим  обязательствам.

Аэропорты предприняли  все вынужденные меры по снижению расходов: сокращены фонд оплаты труда и текущие закупки на более чем 50%, а также полностью исключены капитальные затраты, законсервированы неиспользуемые объекты инфраструктуры и спецтехника, привлекаются транзитные и грузовые рейсы.

Для поддержки авиационной отрасли Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224  на период с 1 апреля 2020 года до 1 октября 2020 года приняты следующие меры:

- установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование;

-  внесен запрет на начисление штрафов и пеней, перенос сроков выплат сумм основного долга и вознаграждения по всем займам субъектов гражданской авиации без последующего начисления вознаграждения на проблемные платежи;

-  банками второго уровня  предоставлена отсрочка по займам на 2-3 месяца.

- на период с 1 апреля 2020 года до 1 октября 2020 года снижена ставка по налогу на имущество для аэропортов городах  Нур-Султан и Алматы от 1,5% до 0,1% по аналогии с механизмом, действующим в отношении других аэропортов РК, также установлен поправочный коэффициент «0».

Однако эти меры не достаточны для вывода отрасли из кризиса.  Они,  в основном, были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, а аэропорты, как субъекты крупного бизнеса, не попали в перечень предприятий, на которые был нацелен основной пакет мер господдержки. В результате они получили только освобождение от налога на имущество и землю на II-III квартал 2020 года.

Так в отдельных аэропортах уже есть факты сокращения работников и задержки по выплатам заработной платы, приостановлен закуп и текущий ремонт техники и объектов, что негативно сказывается на безопасности полетов. Cуществует реальная угроза оттока высококвалифицированного персонала.

Кроме того, аэропорты несут дополнительную нагрузку по  обеспечению карантинных норм, на которые отсутствует механизм возмещения затрат. Приостановление начисления платы за аренду для малого и среднего бизнеса в  аэропортах  квазигосударственного сектора также негативно сказывается на финансовых показателях.

Международные автомобильные и автобусные перевозки также значительно просели. Какие меры поддержки необходимы со стороны государства для того, чтобы поддержать бизнес в непростых условиях?

Сейчас  более 220 автопредприятий и 36 автовокзалов (автостанций) доведены до банкротства,  более 4 тысяч человек остались без работы. Недавно автовокзал  Петропавловска выставлен на продажу. Причина -  долги в 9 млн. тенге.

Решение о возобновлении межобластных перевозок на расстояние 300 километров не решает проблемы автопредприятий, учитывая расстояния внутри страны.

Между тем, на фоне того, что автопредприятиям была запрещена деятельность, перемещение пассажиров не прекращалось. По сути  весь пассажиропоток ушёл в теневой бизнес.

Все это привело к расцвету нелегального бизнеса. Предприятия, которые исправно платили налоги, лишены возможности работать и пополнять казну, а нелегалы процветают.

С начала пандемии тысячи автобусов и такси нелегальных перевозчиков  возят пассажиров без соблюдения каких- либо норм санитарной безопасности,  обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, законопослушные предприниматели оказались искусственно выдавлены из действующего рынка перевозок.

Износ парка – одна из застарелых проблем отрасли. Учитывая критическую степень износа парка и отсутствие отечественного производства, считаем необходимым освободить операторов международных пассажирских перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию автобусов от 3 до 7 лет по аналогии с международными грузовыми перевозками сроком до 2023 года. К сожалению, международные, междугородние и межобластные перевозки не попали в постановление Правительства №307 от 20.05.2020 г. «Об утверждении Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года».

Без поддержки государства легальным автоперевозчикам не выжить.

Как складывается ситуация в морском и речном транспорте. Проблемы и перспективы?

По итогам 2020 года произошло снижение грузопотока на морском транспорте.

Снизилась общая перевалка грузов в морских портах. Так, если общий объем перевалки грузов в морских портах в 2019 году составлял 5,92 млн. тонн, то в 2020 году -  5,28 млн. тонн, снижение  на  10,8%.

Между тем, в 2020 году по маршруту Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)  с порта Актау до порта Баку перевезено 12 434 контейнеров в ДФЭ,  в 2019  году было перевезено 5 864 контейнеров (8 382 ДФЭ), то есть перевозка  в прошедшем году увеличилась на 32,6%. В 2021 году планируется дальнейшее увеличение контейнерных грузов, а также в целом транзита.

Если рассматривать перспективы развития перевозок через отечественные морские порты, стоит задача переориентировать грузы казахстанских экспортеров, идущие пока через порт Новороссийск. Для этого необходимо продолжить работу по повышению привлекательности новых направлений,  модернизировать существующую береговую инфраструктуру, развивать новые направления в каспийском регионе, наращивать казахстанский  торговый флот.

Объемы перевозок речным транспортом в 2019 году составил 1,4 млн. тонн, в том числе на трансграничной реке Иртыш в межгосударственном сообщении с Российской Федерацией порядка 548,0 тыс. тонн. В 2020 году объем перевозок грузов по всем внутренним водным путям составил порядка 1,44 млн. тонн, в том числе  233 тыс. тонн составили перевозки в направлении России. Иными словами общий объем перевозки остался неизменным, но в направлении России произошло уменьшение на 57,5%.

Вступление в силу Соглашения о судоходстве позволит повысить транзитный потенциал портов Актау и Курык по маршруту ТМТМ. Документ также позволит в ближайшее время увеличить объем перевозимых грузов по внутренним водным путям России до портов Черного и Средиземного морей, тем самым будет способствовать дальнейшему развитию экономики нашей страны.

Поскольку только казахстанские компании будут иметь возможность упрощенного порядка прохода по внутренним водным путям Российской Федерации, в настоящее время прикаспийские страны, не являющиеся членами ЕАЭС, проявляют заинтересованность в задействовании казахстанских перевозчиков для перевозки грузов из портов на Каспии до портов на Черном море.

С вступлением в силу Соглашения казахстанские суда получат возможность осуществлять проход по рекам Иртыш и Обь вплоть до залива Обская губа  в Карском море.

Для вступления в силу Соглашения о судоходстве в рамках ЕАЭС остается дождаться завершения всеми странами ЕАЭС внутренних государственных процедур, осталась Республика Беларусь. К 2025 году прогнозируется довести объемы речных перевозок до 1,5 млн. тонн. 

Развитие человеческого капитала, разработка профессиональных стандартов. Как ведется работа в этой сфере?

 Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»  с 2017 года активно занимается решением вопросов создания национальной системы квалификаций и ее элементов - отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов в области транспорта.

В течение трех лет  Союз являлся разработчиком пяти отраслевых рамок квалификаций и 98-ми профессиональных стандартов по направлению «Логистика и перевозки»: «Автотранспорт», «Железнодорожный транспорт», «Авиатранспорт (гражданская авиация)», «Транспортная логистика», «Водный транспорт».

На основе проведенного анализа отраслей и разработанных ранее отраслевых рамок квалификаций, Союз выявил, что по направлению «Логистика и перевозки» всего 141 ПС, из них в настоящий момент разработано 98 ПС. Для текущего удовлетворения потребностей рынка требуется разработать  еще 43 профстандарта или 30%.  

В связи с чем, в настоящий момент прорабатывается вопрос финансирования этой работы  с НПП "Атамекен" и отраслевым министерством МИИР РК.

Какие изменения были внесены в нормативно-правовую базу в логистике при участии Союза транспортников Казахстана  «KAZLOGISTICS» в 2020 году?

На постоянной основе проводился мониторинг дел на рынке транспортно-логистических услуг, проведена перезагрузка холодовой цепочки поставок и улучшение логистики, проведена огромная работа по программе контейнеризации РК,  мультимодальному перевозочному документу, исследованию DOMESTIC LPI – 2020, по внесению изменений в Государственную программу «Цифровой Казахстан».

Положительно решены вопросы  по улучшению финансовой устойчивости АО «НК «Актауский морской торговый порт»:

- применение нулевой ставки НДС к железнодорожным тарифам в отношении экспортных грузов, переваливаемых через сухогрузные причалы порта Актау;

- исключение из перечня регулируемых услуг по трубопроводам в/из танкера/танкеров с последующим выходом из порта при экспорте нефти и нефтепродуктов.

В 2020 году Казахстан ратифицировал Соглашение о судоходстве в рамках ЕАЭС.

В прошлом году по инициативе Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»  начата разработка программы контейнеризации.    

Расскажите об этом поподробнее.

 Подкомитет по транспортной логистике, Союз, АО «НК «КТЖ», логистические компании в течение прошлого года провели значительную совместную работу по обсуждению перспектив и мер по контейнеризации грузовых перевозок в Казахстане.

Сейчас уровень контейнеризации крайне мал - всего 2,1%. Чтобы  его увеличить  необходима реальная программа действий.

Создана и работает рабочая группа, выявляются и обсуждаются проблемы, необходимые меры и решения, определены и проводится мониторинг четырех пилотных проектов - организация полного цикла перевозки в контейнерах: цветных металлов «Казахмыс» - АО «Транко», зерна – ТОО «Audacia Express», черных металлов – ТОО «Исткомтранс, цветных металлов «Казцинк» - Arthur D. Little, ТОО «Kaz-Z Rail Logistics».

Начат проект по использованию порта Актау, как сток хаба центральноазиатского региона. 

Если мы хотим существенно продвинуться в процессе контейнеризации, нужна новая стимулирующая методика формирования тарифов, предоставление возможных преференций по налогам, кредитам и т.д.

Расскажите о политике Союза в области молодежной политики.

Молодежная политика является одним из приоритетов в деятельности Союза.

29-30 октября в Алматы прошел  ставший уже традиционным VII Молодежный форум транспортников «KAZLOGISTICS»  на тему:  «Инновации и технологии в мультимодальных цепочках поставок». 

Из-за карантина он проводился в онлайн и офлайн форматах. Впервые на форуме выступили международные  эксперты в области логистики. В ходе форума состоялся конкурс стартапов, брейн- ринги для студентов транспортных ВУЗов.

Этот форум очень важен для студентов, он позволяет проверить свои навыки и знания, услышать информацию от гуру логистики «из первых уст», погрузиться в  профессиональную среду. Эта работа, несомненно, найдет продолжение в деятельности Союза.

На что будет нацелена работа Союза в 2021 году и в перспективе?

В 2021 году планируется продолжение работы по разработке проекта программы контейнеризации Республики Казахстан, мультимодального электронного документа, содействие в решений проблем в агро, пром  и ритейл логистике, утверждение и мониторинг Дорожной карты по развитию объектов «Мягкой инфраструктуры», проведение анализа ТЛЦ и СВХ  РК, проведения форума совместно с международной организацией «Global Cold Chain Alliance» по вопросам холодовой цепочки поставок и проведение форума «Рынок транспорта и логистики».

Кроме того, в 2021 году  Союз планирует  провести следующую работу:

- содействовать вступлению в силу в установленном порядке Соглашения о судоходстве в рамках ЕАЭС, ускорению принятия НПА, предусмотренных Соглашением о судоходстве;

-  оказывать содействие в мерах по использованию казахстанского флота для транспортировки грузов в иранские порты и решении вопроса о неприменении санкций США в отношении казахстанских компаний;

- cоздать  в порту Актау контейнерный хаб;

- совершенствовать государственную систему подготовки кадров для торгового флота, а именно по включению Казахстана  в «белый список» Международной морской организации (ИМО) и соответствия всем требованиями Международной Конвенции (ПДМНВ);

- ускорить  разработку и принятия Концепции развития внутреннего водного транспорта Казахстана. 

Вся эта работа нацелена на совершенствованию законодательно-нормативной базы в области водного транспорта, дльнейшеее повышению конкурентоспособности отечественного торгового флота и морских портов, а также субъектов рынка, представляющих внутренний водный транспорт Казахстана, развитие транзитного потенциала Казахстана, расширение традиционной номенклатуры грузов и технологий перевозки, увеличение объемов перевозок на водном транспорте (морском и речном) Республики Казахстан.

В 2021 году планируется поддержать авиационные предприятия и проработать меры господдержки отечественных авиапредприятий в части:

- освобождения от налогов на имущество, транспорт и землю, а также соцналога до конца 2021 года   для всех аэропортов и авиакомпаний РК;

- предоставления государственных субсидий для авиакомпаний и аэропортов Казахстана в части компенсации затрат на противоэпидемические мероприятия и поддержку МСБ;

- предоставления льготных займов на долгосрочный период для авиакомпаний и аэропортов РК;

- снижение налога на имущество по взлетно-посадочным полосам до 0,01% для АО «Международного аэропорта Алматы» и АО «Международного аэропорта Нур-Султан», в целях создания равных налоговых нагрузок с другими аэропортами Казахстана;

- исключение имущественного комплекса аэропортов из перечня  стратегических объектов с включением в него конкретных объектов инфраструктуры: ВПП, РД и перрона;

- упрощение процедур госзакупок для аэропортов с госучастием в части закупок товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения непрерывного процесса деятельности аэропорта;

- обеспечение бесперебойных поставок авиакеросина с учетом сезонности потребления, а также проведение мероприятий по формированию справедливой стоимости авиаГСМ с привязкой к мировым индексам цен;

- разработка механизма субсидирования аэропортов с пассажиропотоков менее 100 тыс. пассажиров в год (в том числе аэродромов МВЛ);

- переход от системы затратного метода регулирования тарифов к сравнительному анализу цен на рынке авиационных перевозок, а также услуг аэропортов и других  авиапредприятий отрасли;

- создания условий для обновления парка воздушных судов, модернизации и развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов, спецтехники, внедрения информационных систем и цифровизации;

- продолжение либерализации воздушного пространства РК:  реализация принципа «открытого неба» для грузовых авиакомпаний,  поэтапное снятие ограничений в межправительственных соглашениях;

- внесение изменений в законодательство в части, реализации земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов и контроля за целевым использованием прилегающих земель на приаэродромной территории.

Очень важно помнить, что  стабильная работа транспорта – основа успешной экономики и социальной сферы государства.

Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» является диалоговой площадкой для осуждения насущных проблем транспортного комплекса, представляя собой связующее звено между бизнесом и государственными органами.

Популярные
Строительство железной дороги в обход Алматы идет по графику
Строительство железной дороги в обход Алматы идет по графику   Реализация проекта «Стро...
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”   Единый Слёт Экспедиторов (ЕСЭ) и К...
Приглашение к участию в первом заседании Казахстанско-Армянского Бизнес Форума
Уважаемые предприниматели! Внешнеторговая палата Казахстана приглашает Вас принять участие в перв...
Встреча Заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М. и Председателя Народного правительства СУАР КНР Э. Тунияза
26 марта Генеральный директор СТК "Kazlogistics" Талгат Лесов принял участие в онлайн встрече Заме...
Наурыз мерекесі құтты болсын!
Наурыз мейрамы құтты болсын!Құрметті әріптестер, достар мен серіктестер!Баршаңызды Ұлыстың Ұлы күні ...
Инвестиционный бум в транспортной инфраструктуре Казахстана
В 2023 году сектор транспорта и складирования в Казахстане продемонстрировал рекордный приток инвест...
Книга проблем транспортной отрасли по состоянию на март 2024 года
Актуальную книгу проблем по состоянию на март 2024 года можно скачать по ссылке СКАЧАТЬ КНИГУ ПРОБЛЕ...
Международный аэропорт Астана получил международный сертификат аудита ISAGO
Астана, 14 марта АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" успешно прошел первый международны...
Совещание по проблемным вопросам судостроительной отрасли состоялось в Министерстве транспорта РК
11 марта 2024 года в Министерстве транспорта РК под председательством вице-министра Калиакпарова М...