Поиск по сайту

Евразийская экономическая перспектива для транспортной отрасли Казахстана

26.06.2014

Евразийская экономическая перспектива для транспортной отрасли Казахстана

Договор о создании Евразийского экономического союза открывает большие возможности для транспортной сферы. Если говорить о Казахстане, то это прежде всего связано с транзитным потенциалом страны как ключевым участком Нового Шелкового пути. О преимуществах, которые создает ЕАЭС на рынке перевозок и логистики, наша беседа c генеральным директором Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерхатом Искалиевым.

— Ерхат Серикович, что вы можете сказать о значимости интеграционных процессов в мире, в частности на постсоветском пространстве? Как оцениваете региональные процессы интеграции Казахстана?

— Начнем с того, что региональная интеграция так же, как и процессы глобализации, является определяющей тенденцией современного мира. Данная тенденция получила развитие ввиду более тесных экономических, политических и социокультурных связей и интересов.

Что касается евразийской интеграции, то, я думаю, это путь преодоления замкнутости нашего региона. Опыт работы интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет рассматривать интеграционный потенциал как значимый фактор экономического развития.

Есть немало причин, способствующих интеграции постсоветских государств. Одна из них заключается в том, что в силу существовавшего распределения мощностей и ресурсов сегодня в экономическом плане наши страны не могут существовать изолированно друг от друга.

Следовательно, одним из путей к экономическому благополучию является торговля с другими государствами и участие в международном разделении труда.

Ориентир на наличие одного внутреннего рынка не создает достаточно возможностей для роста экономики страны. И то, что вместе государства Содружества представляют собой крупное экономическое образование, на котором можно создать емкий общий рынок, а также предприятия с полным производственным циклом, определяет развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Отдельно хотелось бы отметить влияние интеграции на повышение конкурентоспособности внутреннего рынка стран, а в нашем случае транспортного комплекса и развития транзитного потенциала. Особую важность это приобретает ввиду предстоящего вступления Казахстана в ВТО.

Я думаю, этим и обуславливается целесообразность интеграции Казахстана в евразийское экономическое пространство.

— Как вы отметили, интеграция открывает новые шансы, какие именно возможности открываются перед транспортной отраслью в результате вступления Казахстана в ЕАЭС?

— Процессы интеграции транспортной отрасли имеют свою специфику, которая обусловлена темпами и этапами интеграции каждого государства в единое экономическое пространство. Но вместе с тем существует ряд обстоятельств, открывающих новые возможности для транспортной отрасли страны. Приведу несколько аргументов.

Во-первых, для Казахстана, который занимает большие территории и имеет тесные связи с другими странами, важным является развитие транспортно-логистической системы и снижение транспортных издержек, которые негативно влияют на диверсификацию экономики. Основным моментом в этом вопросе является тарифная политика, организация согласованной и отрегулированной между странами ставки транзита, поскольку логистический бизнес не ограничивается логистикой на территории одной страны.

Мы, страны транзита, должны иметь между собой унифицированную тарифную политику. Утверждение данных условий станет гарантом обеспечения стабильности ставок, что в свою очередь позволит планировать и проводить долгосрочные контракты. Через обеспечение стабильности тарифов по всему пути будет достигнуто повышение привлекательности транзитного коридора через Казахстан. Ведь первостепенным требованием крупнейших компаний мирового масштаба, таких как «Тойота», «Хюндай» и др., является получение качественного сервиса и сохранность груза. Единый подход к требованиям, к стандартам, сервису, гарантиям, создание маршрутов означает оптимизацию расходов, что благоприятно скажется на развитии транспортной отрасли Казахстана.

Во-вторых, в рамках ЕАЭС видится возможной дальнейшая реализация проекта «Новый Шелковый путь», которую предложил на 25-м заседании иностранных инвесторов Н. Назарбаев. Позже идея экономического пояса Великого Шелкового пути была поддержана лидером КНР Си Цзиньпином. В этой связи на сегодняшний день при выборе стратегических маршрутов одним из актуальных является маршрут зоны Таможенного союза и создание транспортно-логистической базы для развития хозяйственных связей внутри Единого экономического пространства.

В-третьих, открывается доступ к морю. Морской путь является дешевым видом перевозки, ведь «против моря нет приема». В рамках ЕАЭС предоставляется возможность развития международных морских перевозок через выход на Черное и Балтийское моря.

Все эти факторы положительно влияют на развитие транспортной отрасли, ведь особенность транспортного бизнеса заключается в том, что он не может ограничиваться в пределах одной страны и носит международный характер.

— В процессе интеграции наблюдается тенденция подключения бизнес-ассоциаций к принятию решений, исходящих от наднационального органа. Участвует ли Союз транспортников Казахстана в принятии решений по ЕАЭС?

— В Евразийской экономической комиссии существует хорошо зарекомендовавшая себя практика взаимодействия с национальными органами власти трех стран при выработке решений. В свою очередь на национальном уровне обозначено обязательство по согласованию всех мер с бизнесом.

Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» активно участвует во всех процессах обсуждения норм и правил ЕАЭС. Мы работаем в консультативных советах, подкомитетах, приняли участие в работе по 82 проектам нормативных правовых актов в области транспорта, логистики и связи, в том числе Соглашение о Единых правилах установления исключительных тарифов на услуги организаций железнодорожного транспорта при перевозке грузов, концепция проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития транспортной логистики, смешанных перевозок и транзита через территорию РК» и других.

Также совместно с НПП, отраслевыми ассоциациями союз принял участие в работе по согласованию редакций раздела «Транспорт» проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. В рамках данной работы СТК «KAZLOGISTICS» участвовал в заседаниях экспертных групп по обсуждению и согласованию проекта Договора о ЕЭС. Заседания экспертных групп проходили в Астане, Москве и Минске.

В настоящее время договор о ЕЭС подписан, и мы перешли к следующему этапу. Началась работа ответственных представителей государственных органов и бизнес-сообщества Беларуси, Казахстана и России по обсуждению вопросов координации действий по реформированию таможенного законодательства. Безусловно, это правильный алгоритм.

— Национальные железнодорожные компании трех стран заключили соглашение о создании ОТЛК.

Какую роль компания сыграет в развитии транзитно-транспортного потенциала Казахстана?

— ОТЛК является инструментом решения существующих проблем транспортно-логистической отрасли: недофинансирование отрасли на протяжении долгого времени, сегментированность железнодорожного рынка в странах и подверженность различным нормам регулирования и различные подходы к тарификации перевозок национальными железнодорожными администрациями.

Известно, что экономическое развитие стран ЕЭП нуждается в существенной поддержке транспортно-логистического сектора. Барьеры, существующие между странами, приводят к дополнительным потерям и значительно снижают эффективность работы транспортного сектора.

Особую актуальность этот вопрос приобретает ввиду поручений Главы государства по созданию транзитного хаба и транслогистического единого оператора на базе АО «НК «КТЖ». Задачи, поставленные Главой государства, имеют системный характер, свидетельствуют о важном и стратегическом значении, которое он придает развитию транспортной отрасли и использованию транзитного потенциала Республики Казахстан.

Важным элементом реализации ОТЛК является создание общего рынка транспортных услуг, единой транспортной системы и реализация транзитного потенциала стран — членов ЕАЭС. По этой причине необходимо обеспечивать предоставление качественных сквозных транспортно-логистических услуг по принципу «одного окна» в отношении контейнеропригодных грузов на всем пространстве ЕЭП, функционирование и развитие ключевых транзитных коридоров, проходящих через страны Таможенного союза, модернизацию и обеспечение развития ключевых транспортных активов стран ЕЭП.

— Как вы оцениваете в перспективе развитие транспортной отрасли в рамках ЕАЭС?

— На мой взгляд, вхождение Казахстана в ЕАЭС придаст новый импульс развитию взаимной торговли товарами и услугами, движению рабочей силы, стратегическому партнерству со странами — участницами ЕАЭС.

С появлением новых возможностей, большего рынка сбыта, создания новых маршрутов, унификации подходов к стандартам, сервису, гарантиям есть возможность в рамках ЕАЭС превратить Казахстан в транспортно-логистический хаб по примеру индустриальных хабов Дубая и Сингапура. В этих центрах сконцентрированы товарные позиции, то есть созданы условия для ввоза и вывоза товаров.

Есть доступ к любому товару в любое время. Ведь для повышения конкурентоспособности страны необходимо развитие несырьевого сектора. Транзит является таким инструментом реализации геополитического потенциала, который также представляет собой возобновляемый источник.

Уже проделана большая работа, теперь новый уровень в этом событии заключается в том, чтобы достигнутые договоренности не остались на бумаге, а преобразовались в конкретные сделки, проекты, взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами.

Общественно-политическая газета «Литер»
Лейляш Темирова

Популярные
Назначения в Комитете транспорта, логистики и связи НПП РК
19.02.2014 19 февраля 2014 года прошло Второе заседание Комитета транспорта, логистики и с...
Перезагрузка портала о транспортной логистике на www.kazlogistics.kz
26.02.2014 Глобализация мировой экономики, вхождение Казахстана в Таможенный союз породи...
Состоялось совместное заседание Комитета логистики и перевозок НПП и очередное заседание Общего собрания «KAZLOGISTICS»
23.12.2015 22 декабря состоялось заседание Комитета логистики и перевозок Национальной палаты...
Cargo Aviation Day in Kazakhstan 2014
29.01.2014 Сегодня, 29 января в Астане прошел «Cargo Aviation Day». Организато...
Круглый стол "Упрощение процедур внешней торговли"
19.04.2017        Круглый стол «Упрощение процедур внешней торговли»   30 М...
«ВСТАЕМ НА РЕЛЬСЫ»: ПОЧЕМУ БИЗНЕС НЕСЕТ ЗАТРАТЫ ПРИ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКЕ ГРУЗА?
19.06.2018 Участники заседания рабочей группы НПП РК «Атамекен» и Министерства по инвестициям...
В АО «НК «Қазақстан темір жолы» состоялось торжественное мероприятие по случаю 25-летия Независимости РК
13.12.2016 13 декабря т.г. в АО «НК «Қазақстан темір жолы» состоялось торжест...
Совместный мониторинг эффективности пунктов пропуска
18.01.2014 Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан проводит сов...
В АО «ҚТЖ» проходит VII Республиканский форум молодежи
06.12.2016 В АО «НК «Қазақстан темір жолы» открылся ежегодный VII Респуб...