Поиск по сайту

Навигационные пломбы в ж/д перевозках: во сколько обойдется внедрение новой системы?

Иконка просмотра 14.04.2025 Иконка просмотра 707

2025-04-14 07:04:00

В текущем году Казахстане планируют введение обязательного отслеживания железнодорожных перевозок с помощью навигационных пломб. Нововведение коснется всех грузов, которые пересекают границы двух и более стран ЕАЭС. Ожидается, что процесс установки, отслеживания и снятия одной пломбы обойдется в 150 268 тенге без НДС (данные Национального оператора информационной системы). Безусловно, это шаг в сторону усиления контроля за товарными потоками в рамках единого экономического пространства, но за ними следуют и новые расходы для отечественного бизнеса.

Усложняет ситуацию нерегулированный вопрос внедрения отслеживания ж/д перевозок с применением навигационных пломб. Отсюда риск возникновения существенных барьеров и негативные последствия для участников рынка.

Транспортный бизнес предупреждает: новое требование может сильно ударить по отрасли. Уже через месяц курирующие органы должны завершить подготовительные мероприятия, но на сегодняшний день «правила игры» все еще не ясны. Отсутствие четкого отраслевого законодательства, регулирующего использование навигационных пломб, а также высокая стоимость предлагаемых услуг создают серьезную неопределенность для бизнеса.

«По предварительным расчетам, стоимость установки и использования одной пломбы может вызвать рост цен на перевозки грузов на 20-30%. Это приведет к увеличению себестоимости экспортных перевозок, росту финансовой нагрузки на предпринимателей и, что еще важнее, - подорожанию товаров для конечного потребителя. Всё это может ударить по конкурентоспособности перевозчиков Казахстана на международных рынках», - отметила генеральный директор КазАПО Салтанат Адамбаева на недавнем совещании в НПП.

Вместе с тем отмечаются и риски для государства: во избежание дополнительных затрат грузоотправители будут выбирать альтернативные маршруты, предпочтя путь через Россию. Это грозит снижением объемов перевозок через Казахстан и возможными экономическими потерями для страны.

Сравнение стоимости экспортной перевозки из Казахстана (станция Алтынколь) в Беларусь (станция Могилев): без и с применением навигационных пломб

С учетом предполагаемого значительного удорожания перевозок, бизнес-сообщество предложило новую модель тарифов – они должны покрывать исключительно расходы на отслеживание грузов. А вот все остальные затраты, такие как содержание компании и закупка оборудования, должны быть обеспечены за счет внешнего финансирования (банковские займы или гранты).

По словам Управляющего директора Департамента логистики и перевозок НПП Жасулана Маралбаева, навигационные пломбы не должны быть бременем для перевозчиков. Напротив, их внедрение должно помочь минимизировать адмбарьеры и расходы. Главное – обязательное использование пломб должно избавить перевозчиков от бесконечных досмотров и лишних таможенных формальностей.

Таким образом, консолидация мнения бизнес-сообщества Казахстана сводится к тому, что заинтересованным государственным органам и организациям, ответственным за внедрение навигационных пломб, рекомендуется:

  • приостановить процедуру рассмотрения тарифов на услуги применения навигационных пломб до завершения всех необходимых процедур;
  • рассмотреть возможность продления для Республики Казахстан сроков внедрения отслеживанию железнодорожных перевозок с применением навигационных пломб до 31 декабря 2026 года;
  • разработать и утвердить приказом Министра финансов РК Правила использования навигационных пломб по отслеживанию железнодорожных перевозок с регистрацией в Министерстве юстиции РК;
  • провести анализ рисков для государства, связанных с возможной потерей объема транзитных грузов в результате увеличения стоимости перевозок грузов за счет наложения навигационных пломб субъектами специального права;
  • провести оценку влияния обязательного оснащения железнодорожных грузов навигационными пломбами на транзитный, экспортный и импортный потенциал Республики Казахстан;
  • выполнить регуляторный анализ данного нововведения, включая оценку его экономических и логистических последствий;
  • пересмотреть расчеты стоимости услуг по отслеживанию железнодорожных перевозок с применением навигационных пломб по максимальному уменьшению.

Напомним, осенью прошлого года в Казахстане было внедрено отслеживание автоперевозок с помощью навигационных пломб. Высокая стоимость услуг вызвала обеспокоенность у перевозчиков, однако предложение снизить тарифы на 50% было проигнорировано госорганами. Экспертами НПП «Атамекен» подчеркивается основная цель внедрения системы – упрощение работы перевозчиков, снижение административных расходов с избавление от лишних досмотров.

 

Популярные
Встреча с представителем Посольства Королевства Бельгия в Республике Казахстан
Встреча с представителем Посольства Королевства Бельгия в Республике Казахстан 17 июля 2025 года ...
В Казахстане начато строительство стратегического логистического хаба «Тобыл»
В Казахстане начато строительство стратегического  логистического хаба «Тобыл» В...
Объем грузоперевозок в Казахстане вырос на 10,9%
Объем грузоперевозок в Казахстане вырос на 10,9% С января по июнь 2025 года в Казахстане перевезл...
Казахстанские Al-решения выходят в транспорт и логистику
Казахстанские Al-решения выходят в транспорт и логистику Президент РК Касым-Жомарт Токаев ознакомил...
Министр транспорта провел встречу с Президентом Совета ИКАО
Министр транспорта провел встречу с Президентом Совета ИКАО     Президент Совета Междун...
ВСТРЕЧА СОЮЗА ТРАНСПОРТНИКОВ КАЗАХСТАНА «KAZLOGISTICS» С БИЗНЕС-ДЕЛЕГАЦИЕЙ ГОРОДА СУЧЖОУ (КНР)
ВСТРЕЧА СОЮЗА ТРАНСПОРТНИКОВ КАЗАХСТАНА «KAZLOGISTICS» С БИЗНЕС-ДЕЛЕГАЦИЕЙ ГОРОДА СУЧЖОУ...
Выделено 750 грантов по специальности бакалавриата «Транспортное строительство»
Выделено 750 грантов по специальности бакалавриата «Транспортное строительство» В 202...
Олжас Бектенов представил коллективу Министерства транспорта нового министра
Олжас Бектенов представил коллективу Министерства транспорта нового министра Премьер-министр Олжа...
Центральная Азия запускает обучение для развития цифровой торговли и мультимодальных перевозок
Центральная Азия запускает обучение для развития цифровой торговли и мультимодальных перевозок ...
Поздравление партнеров Союза ТОО «TLK Media» с Днем работников СМИ
26 июня в офисе Союза  Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics...