Поиск по сайту

ЗАСЕДАНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ГРУЗОВЫМ ПЕРЕВОЗКАМ

Иконка просмотра 24.12.2021 Иконка просмотра 506

2021-12-24 10:39:30

23.12.21

В режиме онлайн состоялось заседание круглого стола "Железнодорожные перевозки грузов: проблемы и решения». Его организаторами выступили АО "НК "КТЖ", СТК "KAZLOGISTICS", НИИ ТК, АНИП, КазАПО.

Заместитель Председателя Союза транспортников Казахстана "KAZLOGISTICS" Юрий Лавриненко открывая заседание отметил, что необходимо объективно оценить складывающуюся ситуацию с частными перевозчиками, оправданность их амбиций по озвученным направлениям, влияние на эффективность системы грузовых перевозок на магистральной железнодорожной сети появление частных перевозчиков, оценить все  возможные риски. Необходим анализ регуляторного воздействия дробления рынка перевозок, оценки уровня транспортных издержек для экономики, малого и среднего бизнеса, населения, социальные издержки.

Председатель научно-экспертного совета «НИИ ТК» Эдуард Каплан отметил уникальное увеличение транзитных контейнерных перевозок – с 2016 года объемы выросли в 5 раз, достигнув 1 млн. ДФЭ в этом году. Вместе с тем, есть проблемы в экспортных, импортных и внутриреспубликанских грузоперевозках. Кроме транзитных перевозок одной из главных задач транспортно-логистического комплекса Казахстана является качественное обслуживание грузовладельцев.

Основными проблемами в этой области являются невыполнение объема перевозок, брошенные поезда, неравномерный подвод вагонов под погрузку и выгрузку, низкий уровень оборачиваемости вагонов, сверхнормативные простои вагонов под грузовыми операциями, недостаточный уровень развития инфраструктуры, низкий уровень развития инновационных логистических технологий.

Для того, чтобы решить застарелые проблемы железнодорожной отрасли Э.Каплан предложил расшивку транспортных узлов, где ситуация складывается критической, выявление узких мест в инфраструктуре.

«Не в вагоны надо вкладывать деньги, а в инфраструктуру. Вагоны окупаются за 10-15 лет, а эти проекты -за 4- 5 лет. Вагонов сейчас переизбыток. Когда мы покупаем еще вагоны, ситуация на самом деле ухудшается, еще больше простоев и затотров», - сказал он.

Рентабельность инвестиций в подвижной состав составляет всего 10%,  развитие транспортных узлов – 15-20%, IT технологии – 20-30%, обучение  персонала, научный консалтинг – 50%.

Тему частных перевозчиков затронула в своем выступлении генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП)  Гульнара Бекмагамбетова. Она сообщила, что 72% опрошенных  грузовладельцев одной из основных проблем, негативно влияющих на транспортно-логистическое обслуживание, назвали  нехватку магистральных локомотивов, 71% - нехватку маневровых локомотивов. Одним из путей решения проблем респонденты назвали создание института частных перевозчиков.

В 2019 году в рамках пилотного  проекта в Казахстане два частных грузоперевозчика были допущены на магистральную железнодорожную сеть, сейчас работают еще  несколько региональных перевозчиков.

Опыт показал, что существуют определенные риски, как  неготовность нормативно-правовой договорной базы в части организации перевозок и взаимодействия участников перевозочного процесса. Требуется значительная работа по приведению нормативно-правовой технологической, учебно-методической базы в соответствии с появлением института частных перевозчиков.

Учитывая дефицит тягового подвижного состава, износ парка электровозов составляет порядка 78%, тепловозов – 60%, привлечение частных инвестиций сможет оказать положительное влияние на решение проблемы нехватки подвижного состава.

По мнению главы АНИП, доводы за институт частных перевозчиков достаточно серьезны, но есть и достаточно значительные риски. Возможны проблемы и риски по обеспечению безопасности движения. В целях экономии средств частные перевозчики могут использовать бывшие в эксплуатации вагоны и локомотивы, что может отрицательно сказаться на безопасности движения.

Очень важным  считает Г.Бекмагамбетова      обеспечение  равного доступа к услугам магистральной железной дороги всех участников рынка, в том числе частных перевозчиков.

          Участники заседания отметили  необходимость улучшения  подвижного состава как предпосылки для сокращения транспортных расходов и решения проблем грузовладельцев. В этой связи исследователями и бизнесом сформирован четкий пакет необходимых мер на уровне АО «НК «КТЖ», госорганов и НПП «Атмекен».

Реализуемый  пилотный проект по либерализации рынка грузовых перевозок является единственным на пространстве СНГ. По мнению участников заседания, исследования в этом направлении необходимо продолжить для более четкого определения интересов государства,  а также для того, чтобы выявить  и просчитать все существующие риски  и принять необходимые решения.

В ходе заседания также выступили заместитель директора учебного центра АНЭК Рафаил Заславский, президент Ассоциации партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии Берик Булекбаев, профессор Уральского Государственного университета путей сообщения (РФ).

Популярные
АО "Кедентранссервис" заключило соглашение с Hamburger Hafen and Logistik AG
АО "Кедентранссервис" заключило соглашение с Hamburger Hafen and Logistik AG о сотрудничестве в сфер...
Встреча с с Председателем Правления «PTC HOLDING» Тимуром Карабаевым
25 июля И.о. Генерального директора СТК «KAZLOGISTICS» Талгат Лесов встретился с Председ...
Круглый стол на тему «Инновационные тенденции контейнерных перевозок и мультимодальные стратегии»
20 июля 2024 года в Актау И.о. Генерального директора СТК «KAZLOGISTICS» Талгат Лесов пр...
Первый транспортный торгово-экспортный форум «Север-Юг» прошел в Актау
В период 19-20 июля т.г. И.о. Генерального директора СТК «KAZLOGISTICS» Талгат Лесов п...
17-18 июля состоялась рабочая поездка И.о. Генерального директора СТК «KAZLOGISTICS» Талгата Лесова в морские порты
17-18 июля состоялась рабочая поездка И.о. Генерального директора СТК «KAZLOGISTICS» Т...
II конференция специалистов вагонного хозяйства прошла в Экибастузе
10 июля И.о. Генерального директора Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» Тал...
Форум экспортеров МТИ РК проходит в Астане
12 июля И.о. Генерального директора Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» Талга...
Человеческий фактор будет полностью исключен при выдаче иностранных бланков разрешений
В Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в международном с...
Минтранс представил Концепцию развития железнодорожного транспорта до 2030 года
Министерство транспорта Казахстана представило Концепцию развития железнодорожного транспорта до 203...
Заседание Подкомитета по жд транспорту Комитета логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» состоялось в Астане
09 июля под председательством Сегал И.П. состоялось первое в текущем году заседание Подкомитета по ж...