Поиск по сайту

ЗАСЕДАНИЕ ПОДКОМИТЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ

Иконка просмотра 18.09.2021 Иконка просмотра 404

2021-09-18 17:16:00

Заседание подкомитета

18.09.21

В режиме онлайн состоялось  расширенное заседание Подкомитета  по автомобильному транспорту НПП «Атамекен», на  котором были рассмотрены ход реализации Комплекса мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, оказание мер государственной поддержки перевозчикам межобластных, международных перевозок и автовокзалам.

Обсуждены также  меры по  развитию и необходимой поддержке отечественных международных автомобильных перевозчиков, проблемы высоких ставок утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию при обновлении парка АТС, ситуация  на рынке международных автомобильных перевозок.

Председатель Подкомитета по автомобильному транспорту Сабит Аманбаев сообщил, что в автотранспорте имеются значительные проблемы, которые угрожают социальной стабильности. В частности, в настоящее время срывается реализация утверждённого «Комплекса мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте».

Исполнению Комплекса мер в регионах и городах страны препятствует безответственная позиция местных исполнительных органов (МИО) по предоставлению населению планово убыточной общественной услуги – организации городских пассажирских автобусных перевозок.

К примеру, отказывают в субсидировании убытков предпринимателей  в  Костанае,  износ парка в котором составляет более 90%. Многолетнее отсутствие субсидирования убытков в Рудном грозит остановкой предприятия.

 Акимат Караганды отказывает перевозчикам, в том числе обновившим парк в кредит через БРК, автобусами производства «Сары-Арка Автопром», ссылаясь на отсутствие электронного билетирования (внедрение которого волокитит 5 лет сам акимат города) и средств на субсидирование. Тем временем, тяжелейшее финансовое положение перевозчиков угрожает массовыми срывами обслуживания маршрутов.

С заявлением в проектный офис «Адалдык Аланы» МИИР РК обратилось Саранское АТП, которому акимат города Cарань необоснованно отказывает в проведении конкурса на маршруты и их субсидирование.

Особо беспокоит позиция акимата города Алматы, который проводит субсидирование  с апреля 2021 года в размере 50% от потребности и предлагает изменить утверждённые нормы после их предварительного с МИО согласования. Между тем автопарки в последние 3 года приобрели в кредит 2000 новых автобусов, обеспечивают обслуживание до 1,5 млн. пассажиров в день и находятся на грани остановки. В связи с этим, ассоциация перевозчиков Алматы обратилась письмом к Президенту РК, прокуратуру города и НПП «Атамекен».

Это лишь малая часть фактов игнорирования требований законодательства местными исполнительными органами, ведущих к срыву своевременного исполнения распоряжения Правительства.

Очевидна необходимость принятия мер по обеспечению оперативного выполнения в регионах мероприятий «Комплекса мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». Несмотря на согласование санитарных норм, в Казахстане остановлена деятельность 253 перевозчиков (2627 автобусов) и 38 автовокзалов. Этот запрет превратил эту сферу бизнеса экономики в наиболее пострадавшую от необоснованной полной остановки.

Законопослушные предприниматели оказались искусственно выдавлены из действующего рынка перевозок, так как с начала пандемии тысячи автобусов и такси нелегальных перевозчиков возят пассажиров без соблюдения каких- либо норм санитарной безопасности и обеспечения безопасности дорожного движения.  Несмотря на то, что в настоящее время межобластные и международные перевозки соответствуют требованиям Приложений 12 и 15  постановления Главного государственного санитарного врача РК №43 от 26.06.2020 года. В течение июня-июля месяцев НПП «Атамекен», ассоциации  и санитарный врач согласовали регламент работы автобусов и автовокзалов. Работу автовокзалов инспектировала комиссия во главе с заместителем  Премьер-Министра  РК Ералы Тугжановым.

На совещании 4 марта текущего года под председательством вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Берика Камалиева  был поставлен вопрос о необходимости государственной поддержки предпринимателей межобластных перевозок, автовокзалов и автостанций в виде пролонгации страховок, проведения технического осмотра на автобусы, освобождения налогов на землю и имущество. Эта же инициатива направлена в НПП РК «Атамекен» для включения этой сферы перевозок в список наиболее пострадавших сфер экономики, нуждающихся в государственной поддержке.

По мерам государственной поддержки, учитывая критическую степень износа парка и отсутствие отечественного производства, необходимо освобождение операторов международных пассажирских перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию автобусов от 3 до 7 лет по аналогии с международными грузовыми перевозками, но сроком до 2023 года с целью усиления конкурентоспособности национального перевозчика. Международные (междугородние, межобластные) перевозки не попали в список постановления Правительства РК №307 от 20.05.2020 г. «Об утверждении Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года».

По словам президента ОЮЛ «Автомобильный конвент Казахстана» Марата Беркалиева, критическая ситуация с общественным транспортом сложилась в Шымкенте.  Из 24 перевозчиков осталось всего 9 предприятий, включая два новых автопарка. Только 3 перевозчикам акимат выделяет субсидии, их маршруты определены как социально значимые, остальные остаются без дотаций.

В Семее автопредприятие ТОО «Semey Bus», проработав два года, обанкротилось.  Причина – отсутствие субсидий.  Немотря на подписанное соглашение о поддержке проекта по обновлению автопарка, акимат не выполнил своих обязательств, в результате предприятие обанкротилось.

Коммунальный парк в Актобе получил новые автобусы через Банк развития Казахстана в конце 2018 года,  сейчас является должником банка, не имея возможности выплачивать огромные суммы. Аналогичная ситуация в Атырау, Уральске.

Еще одна проблема- нехватка водителей. В течение пяти лет эта проблема осуждается, но не находит своего решения. Из положенного коээфицента в 2,5 водителя на один автобус, у нас сейчас этот показатель равен 1. Во всех регионах отмечен дефицит водителей,  у предприятий есть автобусы, но они не выходят на линию по причине отсутствия водителей.  Причина – низкая заработная плата, - сказал М.Беркалиев.

Сейчас автопредприятия, осуществляющие междугородние и межобластные перевозки, автовокзалы нуждаются в государственной поддержке – необходима помощь по оплате коммунальных услуг, налогам, страховкам. Это отрасль наиболее пострадала от апндемии коронавируса,  их деятельность была запрещена почти на протяжении года. Неоднократные обращения   по этому поводу в Правительство  не привели ни к какому  результату.

«Необходимо остановить деятельность нелегальных перевозчиков, которые не платят  налоги в бюджет, не соблюдая санитарные нормы осуществляют перевозки. Если сейчас не решить проблемы автопредприятий с выделением субсидий, то зимой нас ожидает крах», - считает президент «Автомобильного конвента Казахстана».

По словам директора ОЮЛ «Ассоциация автотранспортных предприятий Карагандинской области» Айнитдина Буралкина, субсидирование социально значимых маршрутов в Карагандинской области находится на крайне низком уровне, внутригородские первозки датируются всего на уровне 20-30% от потребности. Автопредприятия в 2019-2020 годах обновили автопарк  через банки второго уровня и фонд развития промышленности, однако субсидирование остается на крайне низком уровне. Рассмотрение тарифов занимает 3-4 месяца вместо 15 дней по закону.

Еще одна опасная тенденция – сокращение количество плановых графиков выхода  автобусов  на внутригородские маршруты в Караганде. Если в январе 2014 года количество плановых графиков сотавило 626 едениц, то сегодня это показатель равен 450 и это при том, что  численность населения города не снижается. Соответственно, если 7 лет назад средний интервал ожидания городского транспорта составлял 15 минут, то сейчас этот показатель увеличился до 25 минут.

А.Буралкин предложил Подкомитету по автотранспорту выйти с предложением  ввести административную ответственность руководителей местных исполнительных органов за невыполнение требований законодательства в части тарифообразования и субсидирования убытков. А также систематизировать меры определения и утверждения тарифов  пассажирских перевозок, что позволит сэкономить время и  затраты перевозчиков.

Президент ОЮЛ «Междугородных и международных перевозок и автовокзалов» Ирина Жайсанова отметила, что когда определенным гражданам РФ разрешила пересекать казахстанско-российскую границу, регулярные автобусные маршруты запущены не были, в итоге «подсуетились» нелегалы, которые довозили пассажиров до границы. Разумнее было бы разрешить легальным казахстанским перевозчикам  довозить до границы людей для того, чтобы поддержать международные автобусные перевозки.

Межобластные и международные автобусные перевозки также ожидает крах. Сейчас они не получают никакой государственной поддержки. Не компенсируются затраты предприйтия по представлению льготных детских  билетов. Кроме того, из-за того, что пассажиропоток ушел в теневой бизнес автовокзалы повсеместно закрываются.

По информации сопредседателя Подкомитета, президента КазАТО Махсата Сактаганова, в Казахстане не регистрируются автотранспортные средства, соответствующие стандарту евро 6, мотивируя это тем, что ГСМ в нашей стране низкого качества. Поэтому АТС региструются как евро 5.

«Сейчас на нашем рынке появились 50 белорусских компаний, потому что количество казахстанских компаний неуклонно сокращается. Они встают в нашей стране на временный учет,  получают желтые номера, не платя при этом утильсбор и сбор за первичную регистрацию и у нас, и в своей стране.  Поэтому на Алашанькоу стоят белорусские  и российские автомашины, которые забирают все грузы в Европу» - сказал. М.Сактаганов.

Доля отечественных перевозчиков в общем объеме международных грузоперевозок автомобильным транспортом за первое полугодие 2021 года снизилась до 30% (в первом полугодии 2020 году составляла 33%).

Это связано с целым рядом проблем, существующим в этом секторе:

-         отсутствием эффективной программы по поддержке и развитию отечественных международных перевозок;

-         автоперевозчики лишены возможности приобретать и обновлять собственный подвижной состав автомобилями, соответствующими европейским стандартам;

-         увеличением количества транспортных компаний в Казахстане, с белорусским участием, которые ставят транспортные средства на временный учет (на 2 года), тем самым освобождаются от всех сборов (первичная регистрация и утилизационный сбор);

-         проблемами с  высокими ставками утилизационного сбора.

Техническое состояние автотранспортной техники находится на низком уровне, около 70% требует незамедлительного списания из-за неэффективности дальнейшего использования в международных перевозках. Казахстанские перевозчики, практически лишены возможности приобретать какие-либо транспортные средства для обновления и пополнения парка подвижного состава, находятся в неравных условиях со своими коллегами по Евразийскому экономическому союзу. 

Конкурентоспособность отечественных предприятий на рынке международных транспортных услуг неуклонно снижается, что наносит огромный социально-экономический ущерб стране. Казахстанские перевозчики не могут конкурировать с перевозчиками России, Белоруссии, которые доминируют на казахстанском рынке транспортных услуг, не говоря уже о европейских перевозчиках.

В 2025 году в рамках ЕАЭС начнется четвертый этап либерализации автомобильных перевозок и будет разрешен каботаж. Был проведен анализ, согласно которому количество автотранспортных средств, допущенных к международным автомобильным перевозкам по системе МДП, в соседних странах (РФ, РБ) значительно превышает количество в Казахстане. (справочно: в РК допущено 7,200 АТС, в РФ – 35 тыс. АТС, в РБ – 22 тыс. АТС). Следовательно, необходимо повышать конкурентоспособность казахстанских перевозчиков на данном рынке через увеличение их подвижного парка.

Директор ТОО "KREISS ASIA"  Нурболат Джумагалиев затронул    проблему получения бланков разрешений для осуществления международных автомобильных перевозок, которые скупают фирмы-однодневки для перепродажи, а предприятия, реально работающие на рынке, не могут их получить.

Как отметили члены Подкомитета, создана  рабочая группа по выделению бланков разрешений, деятельность ее открыта и прозрачна.  Общими усилиями выработан определенный порядок выдачи бланков, который постоянно совершенствуется. При этом существует опредленный дефицит разрешительных документов в некоторые  страны.

Директор ТОО "AlemTransGroup" Владимир Степанченко  затронул  проблему усиления контроля  разрешительной системы для иностранных перевозчиков.

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен»  Талгат Темирханов отметил, что палата готова активно работать над решением острых проблем отрасли.

Заместитель председателя Комитета транспорта Данияр Коспабаев сообщил, что проблема нелегальных перевозчиков давняя и для того, чтобы решить ее, нужны совместные усилия – правоохранительных органов, акиматов  и др. По разрешительной системе Комитет заинтересован довести работу до конца и  исключить махинации с бланками разрешений на международные перевозки.

По итогам совещания его участники пришли к мнению, что необходимо продолжить работу с государственными органами по решению острых проблем, существующих в отрасли, выполнению «Комплекса мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», введению ответственности местных исполнительных органов за невыполнение требований закона по субсидированию городских автобусных перевозок. Назрела необходимость открытия международных автобусных перевозок, что послужило бы действенной мерой в борьбе с нелегальными перевозчиками.

Популярные
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”
Международный контейнерный форум "ESE ASIA-2024”   Единый Слёт Экспедиторов (ЕСЭ) и К...
Приглашение к участию в первом заседании Казахстанско-Армянского Бизнес Форума
Уважаемые предприниматели! Внешнеторговая палата Казахстана приглашает Вас принять участие в перв...
Встреча Заместителя Премьер-Министра Жумангарина С.М. и Председателя Народного правительства СУАР КНР Э. Тунияза
26 марта Генеральный директор СТК "Kazlogistics" Талгат Лесов принял участие в онлайн встрече Заме...
Наурыз мерекесі құтты болсын!
Наурыз мейрамы құтты болсын!Құрметті әріптестер, достар мен серіктестер!Баршаңызды Ұлыстың Ұлы күні ...
Инвестиционный бум в транспортной инфраструктуре Казахстана
В 2023 году сектор транспорта и складирования в Казахстане продемонстрировал рекордный приток инвест...
Книга проблем транспортной отрасли по состоянию на март 2024 года
Актуальную книгу проблем по состоянию на март 2024 года можно скачать по ссылке СКАЧАТЬ КНИГУ ПРОБЛЕ...
Международный аэропорт Астана получил международный сертификат аудита ISAGO
Астана, 14 марта АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" успешно прошел первый международны...
Совещание по проблемным вопросам судостроительной отрасли состоялось в Министерстве транспорта РК
11 марта 2024 года в Министерстве транспорта РК под председательством вице-министра Калиакпарова М...
Казақстан автокөлікшілер Одағы - Союз автотранспортников РК
Посвящается памяти Экс-Министра транспорта и коммуникаций РК Алигужинова Серика Карабатыровича, ...