Поиск по сайту

ПОЛВЕКА В ПУТИ

2021-08-19 14:41:00

Полевка в пути 2

19.08.21

В этом году исполняется 30 лет со дня обретения Казахстаном независимости. Это путь, длиною в три десятка лет, был полон тревог, сложностей, побед и свершений.

Переход от государственной собственности  к частной, смена привычного уклада целой страны привела к некоторому хаосу, растерянности перед возникшими проблемами. Старые правила не работали, новые еще не были созданы. 

На заре независимости одна из важнейших отраслей народного хозяйства -  автомобильный транспорт - тоже переживал кризис. Рыночные отношения исключали применение ранее использовавшихся прейскурантов и правил, оплата услуг не регулировалась, договоры, в силу компетентности их составителей, не могли иметь законную силу, да и законы, прежде регулировавшие взаимоотношения двух субъектов госсобственности,  а теперь двух независимых друг от друга предприятий,  безнадежно устарели.

Времени на раскачку не было и за пару лет была проведена массовая приватизация огромной некогда отрасли. Появилась армия собственников автотранспортных средств, которые начинали предпринимательскую деятельность. Старая нормативно-правовая база уже не работала, а новые правила игры ещё не были созданы.  К слову сказать, основной закон отрасли «Об автомобильном транспорте» появился лишь в 2003 году, а в начале 90-х все жили по принципу: «разрешено всё, что не запрещено законом».

Тогда многие решения приходилось принимать буквально на ощупь, по интуиции.  Хуже всех пришлось автопредприятиям, перевозчикам пассажиров - их сразу записали в беспредельщики, а водители автобусов были объявлены рвачами и хапугами. Ситуация была непредсказуемой и  сложной. Если раньше Министерство автотранспорта, являвшееся собственником, понимая, что плата за проезд не окупает его стоимость, поэтому   всегда компенсировала  разницу между доходами и расходами автопарков, бесплатно обеспечивая обновление парка автобусов, создавая хорошие социальные условия водителям, выделяя жилье и соцпакет, поддерживало высокий уровень заработной платы, превышающий оплату труда водителей грузовых машин за аналогичный трудовой вклад.

В новых условиях были нужны  новые законы и правила. Нашлись компетентные, радеющие за успехи молодой страны государственные деятели, которые с большой радостью поддержали становление и развитие суверенного Казахстана, одним из их был  Алигужинов Серик Карабатырович.

          Выходец из села Коряковка Павлодарской области он с малолетства  попробовал вкус соли в прямом смысле, помогая взрослым, работал на каникулах на солепромысле. В минуты отдыха, лежа в тени деревьев, юноша представлял выработанные горы соли белоснежными облаками. Иногда даже летал на них в своих мечтах, вечерами несясь на стареньком мотоцикле в клубах пыли, мечтал стать полезным для родного края.

В селе, где жил Серик, проживали несколько семей, эвакуированных из Ленинграда в годы войны, они работали учителями, врачами, Именно они  оказали большое влияние на впечатлительного романтичного юношу, воспитывав в нем честность, благородство и ответственность за свои поступки.

Позже была учеба в Семипалатинском автодорожном техникуме, служба в Советской Армии на самой жаркой южной границе СССР закалили и обогатили знаниями и опытом. Вернувшись в родной Павлодар, молодой капитан уже знал, что автотранспорт - его судьба.  

Пройдя по карьерной лестнице от рядового инженера до первого заместителя начальника автоколонны Серик Карабатырович был выдвинут на должность главного инженера автоуправления.

Его всегда отличали высокая ответственность за порученное дело, инициативность при его выполнении, поиск более оптимальных путей, новаторство. Руководство области обратило на него внимание, поручив ему руководство убыточным предприятием. За короткое время областной комбинат бытового обслуживания расширил перечень оказываемых услуг и за счет повышения инициатив исполнителей, стал в одним из популярных у народа предприятий. 

Выполнение самых сложных задач, достижение при этом необходимых результатов стали решающим фактором при назначении Серика Карабатыровича председателем Горисполкома Павлодара. Пройдут годы, но благодарные жители города при достижении  земляком пенсионного возраста уже в другом городе, все же пригласят его к себе и выберут почетным гражданином.

Годы работы в Алматы были насыщены большими проблемами, задачами и   большими победами. Серик Карабатырович всегда оставался верным своему кредо - быть полезным для страны и оставаться честным и принципиальным.

Где бы он не работал -  возглавляя Министерство или трудясь в Интеграционном комитете, неизменно работал с полной отдачей, погружаясь с головой в работу. Он всегда ставил интересы государства выше своих личных и даже когда был переведен с должности Министра в заместители, засучив рукава принялся исполнять важные  задачи, которые на тот момент стояли перед Министерством, главной из которых была передислокация в новую столицу.

Все рабочие моменты этого сложного процесса переноса столицы  Серик Карабатырович лично контролировал  на планерках и непосредственно на объектах-  в резиновых сапогах, стоя по колено в грязи. Мощная энергетика вдохновителей переноса столицы и  энтузиазм исполнителей сделали Астану одним из красивейших городов в Центральной Азии.

Казалось бы достигнув возраста, позволяющего идти на заслуженный отдых, можно было пожить для себя, для семьи в окружении любимых, но это не про Серика Карабатыровича. Он вновь в строю - советник президента АО «Казавтотранс», преемника Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР. Предприятие к тому моменту было в сложном положении: отсутствие объема работ, сложности во взаимоотношениях с партнерами и  частая смена руководства  создавали нервозную обстановку.

Высокая мобильность и профессионализм нового руководства «Казавтотранс» позволили выправить положение. По всему Казахстану, где только это можно, работали коллективы со всех городов страны. Большие объемы осваивались на предприятиях Казахмыса, на строительстве участков дороги Западный Китай - Западная Европа, уборке урожая,  строительстве Коксарайского контррегулятора.  

Серик Карабатырович всегда был в гуще событий. С удовольствием вспоминаем нашу поездку в Южно-Казахстанскую область, где планировалось строительство огромного гидросооружения. Он одним из первых с руководителями ряда автопредприятий выезжал на место для изучения условий и объемов работы. Работы хватало на всех, были задействованы автопредприятия из разных городов: Астаны, Караганды, Костаная, Алматы, Тараза и др. Автомобилисты как всегда не подвели, с честью выполнив свою  часть работы. С ними был ветеран отрасли, полвека отдавший себя любимому делу. 

Серику Карабатыровичу пришлось работать в непростое время – в стране  обострилась ситуация с пассажирским обслуживанием населения, особенно в больших городах, государство развивалось, горожане хотели качественного и комфортного обслуживания. Автобусный парк был изношен основательно, выручки еле-еле хватало на приобретение ГСМ и остро необходимых запасных частей, зарплата водителям выплачивалась нерегулярно. Ранее имевшиеся в автопарках запасы  запчастей, авторезины и были на исходе.

 Если раньше перевозка одного пассажира стоила 500 тенге, при этом  он платил 80 тенге, разницу компенсировал Минавтотранс, теперь это легло на плечи автопредприятий. Оставаясь преданным автотранспортной отрасли,  Серик Карабатырович внёс значительный вклад в его развитие уже в новейшей истории Казахстана.

Понимая необходимость активного участия бизнеса в вопросах регулирования деятельности автотранспорта, разработки нормативных актов, в 2010 году с целью защиты прав и законных интересов перевозчиков Алигужинов инициировал создание Союза автотранспортников Республики Казахстан (КАО).

 В настоящее время КАО, аккредитованный в МИИР РК и НПП РК «АТАМЕКЕН», объединяет 15 региональных ассоциаций. Наличие высококвалифицированных кадров позволило при финансировании Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» провести ряд исследовательских работ, имевших большое прикладное значение. На основании этих материалов было инициировано освобождение от НДС автобусных перевозок на социально значимых маршрутах и  принята «Комплексная программа по развитию автобусных перевозок».

 Союз автотранспортников Казахстана уже вышел  на международный уровень в качестве организатора панельных сессий на международной выставке автобусов «BUSWORLD  CENTRAL ASIA - 2019» в Алматы.

 Алигужинов Серик Карабатырович на посту Председателя Правления КАО обеспечил конструктивное взаимодействие общественной организации с государственными органами, благодаря чему в прошлые годы была полностью изменена нормативная база, регулирующая деятельность автотранспорта. При его непосредственном участии в Казахстане утверждён комплекс мер по развитию пассажирских автобусных перевозок в Казахстане.

Полвека неустанного бескорыстного труда во благо отрасли, желание быть полезным для своей любимой страны - это сбывшаяся мечта юноши из села Коряковка. Сейчас Алигужинов Серика Карабатырович - кавалер многих государственных наград, профессионал, почитаемый всеми автомобилистами страны.  В день 77-летия со дня рождения    и 30- летия нашей горячо любимой страны желаем Серику Карабатыровичу крепкого здоровья и дальнейших успехов в деле развития автотранспортной отрасли страны!

 

Союз автотранспортников РК

Совет ветеранов автотранспорта города   Алматы  

 

Популярные
ДЕПУТАТЫ СЕНАТА ПОСЕТИЛИ СТАНЦИЮ АЛТЫНКОЛЬ И ПУНКТ ПРОПУСКА «НУР ЖОЛЫ»
24.09.21 Депутаты Сената Парламента РК, представители государственных органов,  АО «НК...
РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПОДКОМИТЕТА ПО АВИАЦИОННОМУ ТРАНСПОРТУ
23.09.21 В режиме онлайн состоялось расширенное заседание Подкомитета по авиационному транспорту ...
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧИЛА КАЗАХСТАН В «БЕЛЫЙ СПИСОК»
21.09.2021           Комиссия независимых экспертов Международной морско...
ЗАСЕДАНИЕ ПОДКОМИТЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
18.09.21 В режиме онлайн состоялось  расширенное заседание Подкомитета  по автомобильно...
КАЗАХСТАНСКИЕ ТРАНСПОРТНИКИ ПОСЕТЯТ ЛИТВУ
13.09.21 В целях укрепления двустороннего сотрудничества между Казахстаном и Литвой Союзом трансп...
ПОЛВЕКА В ПУТИ
19.08.21 В этом году исполняется 30 лет со дня обретения Казахстаном независимости. Это путь, дли...
КТЖ ПРИСТУПИЛО К МОДЕРНИЗАЦИИ УЧАСТКА ДОСТЫК-МОЙЫНТЫ
18.08.21 Началось строительство второго пути на перегоне Достык – разъезд 19 и трех приемо-...
МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ПОМОГАЮТ СОБРАТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ
17.08.21 1500 многодетных семей работников АО «НК «КТЖ» к 1 сентября получат не...
ИКАО ПОВЫСИЛ ДО 84% УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ КАЗАХСТАНА
16.08.21 По предварительным результатам проверки Международной организация гражданской авиации ИК...