Поиск по сайту

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Иконка просмотра 12.01.2021 Иконка просмотра 304

12.01.2021

КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Прошедший год для транспортной отрасли прошел под знаком празднования 90-летия Туркестано-Сибирской магистрали. Праздничные мероприятия, посвященные  легендарной  стройке  века,  давшей  толчок промышленному развитию Казахстана, прошли по всей стране.

Ровесник Турксиба – Казахская Академия транспорта и коммуникаций  им. М.Тынышпаева (КазАТК) - напротив, переживает далеко не лучшие времена. Министерство образования и науки РК приняло решение об отзыве лицензии у старейшего отраслевого ВУЗа страны, основанного в 1931 году.

По состоянию на начало года,  суды прошли в Алматы и Нур-Султане, если в южной столице Фемида приняла сторону КазАТК, в столице – суд поддержал решение об отзыве лицензии у ВУЗа.

Между тем, решение МОНа о закрытии КазАТК всколыхнуло всю транспортную общественность Казахстана. Ветераны, руководители и эксперты отрасли, среди которых  К.Самбетов, М.Хамзин, Ю.Лавриненко, К.Нагманов, Б.Шормаков, Б.Дуйсемалиев, К.Альмагамбетов, Б.Урынбасаров, Е.Абсатов, И.Сегал, М.Сактаганов, Э.Каплан, обратились к Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву с просьбой вмешаться в эту ситуацию.

КазАТК – кузница кадров для транспортной отрасли, прежде всего, для железнодорожной, Академия является своего рода социальным лифтом для сельской молодежи из глубинки.

«Сейчас пытаются разрушить систему, которая  90 лет создавалась общими усилиями, по крупицам, не одним поколением железнодорожников, транспортников, систему, которая подготовила и  воспитала  десятки тысяч специалистов, реально работающих на благо страны, ВУЗ все эти годы был для детей многих тысяч семей казахстанцев, растущих на станциях и разъездах, реальной надеждой на получение профессионального образования и продолжение дела отцов и дедов», - отмечается в тексте обращения.

Заместитель председателя Союза транспортников Казахстана "KAZLOGISTICS"  Юрий Лавриненко отметил, что «больше всего беспокоит то, чтобы за этим решением МОНа не стояли намерения влиятельных сил на отчуждение привлекательных участков земли в Алматы, которые занимает ВУЗ».

По его мнению, претензии, предъявленные КазАТК, являются завышенными и натянутыми, особенно в период пандемии.  «Отраслевые ВУЗы по второму кругу приватизируются, разрывают связи с базовыми отраслевыми предприятиями, тем самым усложняется процесс развития дуального образования. Приватизированные ВУЗы становятся на путь коммерциализации, что не стыкуется с получением качественного образования», - отметил Ю.Лавриненко.

Директор департамента технической политики и регулирования АО «НК «Казахстан темир жолы» Талгат Канатбаев считает, что  ситуация с отзывом лицензии у КазАТК может привести к потере инженерной школы. Мировой опыт свидетельствует, что система инженерного образования является основой для технического и технологического развития отрасли».

По словам Т.Канатбаева, потенциал ВУЗа, его материально-техническая база позволяют готовить высококвалифицированные кадры, подтверждением чему может служить большое количество известных железнодорожников, вышедших из стен Академии. Вместе с тем, по его мнению, современный уровень инженерного образования требует постоянного совершенствования качества подготовки выпускников.

Несомненно,  претензии к качеству подготовки  выпускников есть и у  работодателей,  и у родителей студентов, обучающихся в академии. Но связаны они, прежде всего, с практикой  реформирования системы образования в стране.

МОН РК поспешил дистанцироваться от процессов и ответственности за формирование качественного образования, законодательно возложив ответственность и предоставив право ВУЗам  самостоятельно формировать учебный процесс, утверждать образовательные программы. Передал в аутсорсинг, по существу в частные руки, процесс аккредитации и контроль за соблюдением государственных стандартов в образовании.

Усугубляет ситуацию  также то, что Министерство труда и социальной защиты населения РК одновременно модернизирует национальную систему квалификации. На работодателей, в лице НПП «Атамекен», возложена ответственность за разработку новых профессиональных стандартов, которые должны стать основой образовательных программ. Это большая и трудоемкая работа, которая начата, но не обеспечена финансированием.

Все это сказывается на отраслевых ВУЗах, в которых необходимо уже сегодня начать обучение современным профессиональным  техническим и технологическим навыкам, востребованным на производстве.

Отраслевые государственные уполномоченные  органы, которые должны способствовать формированию содержательной части профессионального образования, в транспортной отрасли это – МИИР РК, в лице отраслевых сводных комитетов, этим не занимаются и не имеют таких компетенций.

Заместитель председателя правления – член правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Олжас Ордабаев опроверг утверждение МОН РК об отрицательных результатах КазАТК в рейтинге ВУЗов и привел данные оценки, которую проводит палата.

Основные критерии – трудоустройство выпускников и актуальность образовательных программ. «КазАТК является базовым ВУЗом, готовящим специалистов транспортной отрасли, 7% образовательных программ которого не удовлетворяют работодателей, что является хорошим показателем. Поэтому претензии к КазАТК являются завышенными. ВУЗ необходимо обновлять, выводить его траекторию роста, а не прибегать к радикальным мерам», - сказал он.

По информации ректора КазАТК Салтанат Амиргалиевой, в среднем  83,4% выпускников трудоустраиваются в отрасли,  более тысячи студентов проходят стажировку в АО «НК «КТЖ» и  его дочерних компаниях, 15 студентов получают грант «Магистраль».

Отписка, которую получили заявители от МОН РК и факто того, что вопрос  доведен до судебных разбирательств, характеризирует позицию уполномоченного государственного органа в деликатной, важной для будущего сфере народного образования, не как созидающую, помогающую развитию, сохраняющую и преумножающую научный и кадровый национальный потенциал, а как явно равнодушную, разрушительную с формально надзорным и сомнительным подходом.

Надеемся,  что постулат  «слышащего» государства в случае с КазАТК сработает.

Популярные
Казахстан ожидает поставку 145 локомотивов местного производства в 2024 году
 Казахстан ожидает поставку 145 локомотивов местного производства в 2024 году Локомотивосбор...
Авиакомпания SCAT возобновляет авиасообщение в Чешскую Республику
Авиакомпания SCAT возобновляет авиасообщение в Чешскую Республику   Министерством транспорта ...
СТК «Kazlogistics» сообщает о визите Китайской делегации
Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «KAZLOGISTICS» информирует...
Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию комбинированных грузоперевозок.
Казахстан и Турция создадут совместный комитет по развитию комбинированных грузоперевозок. Он будет ...
Заседание Подкомитета по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Подкомитет по водному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен&ra...
Automechanika Astana стартовала в Астане
Сегодня, заместитель Генерального директора СТК «Kazlogistics» Жаслан Жагпаров принял уч...
Cостоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен»
Сегодня состоялось первое в этом году заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета ...
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. А ка...
Центрально-азиатская выставка коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники Automechanika Astana и Komtrans Astana
Новые даты и направления Komtrans Astana!   В 2024 году выставочные проекты Automechanika Ast...
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза
Казахстан увеличил объем морских грузоперевозок в 4,2 раза За первый квартал 2024 года объем желе...