Синергия программ «Нұрлы жол» и «Экономический пояс — Шёлковый путь»
Альмагамбетов Канат
Генеральный директор
Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»
Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» (далее — Союз) — это союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций Казахстана, созданный в целях координации развития транспортной логистики, глобального транзитного потенциала Республики Казахстан и синергии всех видов транспорта.
Также в задачи Союза входит взаимодействие с государственными органами по вопросам развития транспортно-логистической системы и участие в разработках законодательных и нормативно-правовых актах транспортной отрасли. На сегодняшний день Союз является одним из учредителей Евразийского союза транспортных, экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО), задачей которого является участие в обеспечении формирования Единого транспортного пространства стран — участников Евразийского союза.
Представители Союза принимают участие в разработке транспортной политики, договоров о судоходстве и решении таможенных вопросов. Учитывая большую грузовую базу, Союз активно ведет работу с Китайской коммуникационной транспортной ассоциацией по повышению транзитного потенциала и улучшению логистики перевозок двух стран. Также ведется совместная работа с министерствами и таможенными органами по повышению позиций Казахстана в рейтинге Всемирного банка индекса эффективности логистики — LPI. Теперь хотелось бы кратко остановиться на проблемах и барьерах, которые необходимо решить для успешной реализации проектов «Шёлковый путь» и программы «Нұрлы жол» с точки зрения развития торговли как одной из главных составляющих результатов их реализации.
В настоящее время наметились позитивные перемены в решении проблем перевозок грузов через Казахстан, ведется целенаправленная работа в рамках Евразийского союза по гармонизации и упрощению таможенных законов и процедур. Инфраструктура железных дорог создала пропускные мощности, способные удовлетворить потребности в перевозках грузов и пассажиров при их росте в 2—3 раза, также ведется большая работа по строительству и реконструкции автомобильных дорог, морских портов и в целом транспорт-
ной инфраструктуры страны. Можно сказать, поставлены реальные задачи и они успешно решаются. Однако даже уже реализованные проекты не дают ожидаемых результатов из-за наличия системных проблем для эффективного развития транзитного потенциала. Таких проблем много, но хотелось бы выделить три основные:
- Первая — это решение таможенных вопросов:
▪▪ Упрощение процедур прохождения товаров и АТС через пункты пропуска, в том числе при смешанных перевозках, с созданием условий для дальнейшего развития института уполномоченных экономических операторов и таможенных перевозчиков.
▪▪ Улучшение взаимодействия таможенных служб сопредельных стран в части обмена предварительной информацией для ускоренного прохождения грузов. Надо отметить, что данный вопрос напрямую затрагивает и инвесторов, которые хотят вложить свои средства в строительство пред-
приятий на нашей территории. Как правило, перевозчик или экспедитор, предлагая свои услуги доставки товаров, оборудования, комплектующих для строительства завода, может назвать инвестору только транспортные расходы до пункта назначения. А размеры таможенных платежей при планировании инвестиций никто точно не знает. Предварительный расчет является приблизительным, их начисляют только после фактического прибытия товаров и рассчитывают с учетом корректировки цен. И часто фактические платежи в несколько раз выше запланированных, что приводит к отказу инвестора от дальнейшей деятельности. Но если таможенные органы, скажем Китая, после отправки оборудования направят информацию о его фактической стоимости своим коллегам в Казахстане и при этом стоимость не изменится от первоначально заявленной, то размеры таможенных пошлин будут соответствовать ожидаемым.
- Вторая проблема — это отсутствие подготовленных, квалифицированных кадров, которые могли бы должным образом организовать предоставление транспортных услуг и им сопутствующих для удовлетворения потребностей современного быстроразвивающегося рынка. На наш взгляд, это не только проблема в транспортной отрасли, такое положение наблюдается практически во всех отраслях экономики.
Необходимо изменение программ обучения, соответствующих современным реалиям, создание условий для прохождения практической стажировки студентам на предприятиях. Мы быстро отменили старую «советскую» систему обучения и подготовки специалистов, а новую пока так и не создали.
Более того, сегодня практически нет разработанных профессиональных стандартов и полностью отсутствует система контроля.
- Третью проблему надо особо отметить — это необходимость возобновления работы Транзитной комиссии, которая была создана при премьер-министре РК, но практически не работала. Вероятнее всего, причиной тому было то, что грузопоток через Казахстан только рос, проблем по созданию особых условий для транзита не было.
В соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов», Президентом РК было дано поручение о том, чтобы транспортно-логистический комплекс стал драйвером роста экономики. Государством вкладываются значительные средства для модернизации и расширения инфраструктуры транспортной
отрасли.
Развитие любой сферы экономики невозможно без развития транспорта, поэтому назрела необходимость поднятия на более высокий уровень рассмотрение и решение транспортно-логистических вопросов, способствующих развитию транзита и бизнеса.