Совместные действия Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и отраслевых ассоциации в транспортной отрасли способствуют повышению конкурентоспособности отечественных транспортников
Совместные действия Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и отраслевых ассоциации в транспортной отрасли способствуют повышению конкурентоспособности отечественных транспортников
На состоявшемся 22 декабря 2016 года совместном Итоговом заседаний Комитета логистики и перевозок Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и Годовом общем собрании Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» отмечалась плодотворная и конструктивная работа Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан с отраслевыми ассоциациями в транспортной отрасли, в том числе и с Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» (далее – Союз).
Так, в 2016 году был подписан План совместных действий Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и Союза транспортников Казахстана «KAZLOGICTICS» по дальнейшему развитию транспортно-логистического комплекса Казахстана (далее – План совместных действий). План совместных действий включал 21 мероприятие по решению системных проблемы в автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте.
В целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, отраслевыми ассоциациями в транспортной отрасли проводятся работы по подготовке и предоставлению Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее – МИР РК) экспертных заключений на проекты нормативно-правовых актов по автомобильному, железнодорожному, водному транспорту и гражданской авиации.
Кроме того, в 2016 году МИР РК совместно с отраслевыми ассоциациями в транспортной отрасли были проведены следующие мероприятия:
проведены совещания в Правительстве РК и МИР РК по вопросам отсутствия финансирования со стороны МИО субсидирования убытков городских пассажирских автомобильных перевозчиков при выполнении социально-значимых маршрутов;
проведены рабочие совещания с выездом в регионы по вопросам субсидирования убытков перевозчиков, занятых на социально-значимых маршрутах с участием акиматов г. Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Жамбылской, Актюбинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Южно-Казахстанской областей;
проведены рабочие совещания по обеспечению контроля за отечественными бланками разрешений выданных иностранным перевозчикам, соблюдению паритетности в организации и выполнении МАП, запрету переоборудования автотранспортных средств без наличия разрешений заводов-изготовителей базового автотранспортного средства;
проведены рабочие совещания по освобождению от КПН и НДС автобусных перевозчиков, занятых на городских и пригородных маршрутах, по контролю вопроса исполнения Правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, по контролю за нелегальными автобусными перевозчиками;
проведено заседание рабочей группы по законопроектам в области железнодорожного транспорта, в том числе по внесению изменений и дополнений в Правила технологического взаимодействия участников перевозочного процесса, в Правила продления сроков службы грузовых и пассажирских вагонов и тягового подвижного состава, в Правила взаимодействия органов государственных доходов РК с национальной железнодорожной компанией, национальным перевозчиком в сфере железнодорожного транспорта, международными аэропортами, морскими, речными портами РК при проведении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств и т.д.;
проведены экспертные работы по разработке проекта Договора о судоходстве в рамках ЕАЭС;
в целях подготовки к прохождению Казахстаном аудита ИМО приняли участие в работах по приведению в соответствие нормативно-правовых актов согласно требованиям международных конвенций;
разработан План-действий с участием профильных ВУЗов, ассоциаций по организации плавательной практики;
проведены работы по выведению из-под государственного регулирования аэропортовых услуг, в составе рабочей группы Мажилиса Парламента РК в обсуждениях проекта Концепции «О несении изменении в некоторые законодательные акты по вопросам гражданской авиации», проекта Правил обеспечения доступа поставщиков услуг (товаров, работ) к осуществлению аэропортовской деятельности»;
осуществлялся мониторинг исполнения Плана мероприятий по совершенствованию логистической системы Республики Казахстан по показателям Индекса эффективности логистики (LPI). Казахстан в 2016 году занял 77 место по оценке Всемирного банка. Это существенный прогресс, на 11 мест выше, чем в 2014 году.
В результате совместных действий МИР РК и отраслевых ассоциации в транспортной отрасли были достигнуты следующие положительные результаты:
достигнуто ускоренное прохождение международными автоперевозчиками контроля государственных органов через паромный комплекс порта Актау;
снижен налог на имущество аэропортов Казахстана, кроме аэропортов Астана и Алматы, которая составляет 0,1 % от среднегодовой балансовой стоимости объектов налогообложения;
дерегулированы услуги аэропортовой деятельности, касательно регулирования цен на отдельные виды аэропортовых услуг. В связи с завершением срока действия статьи 116 Предпринимательского кодекса с 01 января 2017 будут исключены регулирование услуг субъектов рынка занимающее доминирующее положение;
принят приказ «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области железнодорожного транспорта», утвержденного и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 14 декабря 2015 года № 1205 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 823;
утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений, утвержденных приказом Министра за №545 от 30.04.2015 г.;
подписано Соглашение с Ираном между Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Республики Казахстан о морском торговом судоходстве в Каспийском море;
принято решение с 01.01.2017г. об увеличении тарифов порта Актау на услуги по судозаходу на 30%, а также согласно внесенным изменениям в Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Планируется выведение из под госрегулирования услуг погрузочно-разгрузочных работ порта Актау с 01.01.2017 г.;
в Трудовой кодекс РК с 01.01.2016 года внесена Статья 142. Регулирование труда работников, относящихся к членам экипажей морских судов (плавательный состав).
Вместе с тем, со стороны отраслевых ассоциации в транспортной отрасли имеются серьезные претензии к работе МИР РК.
Из года в год мы говорим о слабом транспортном контроле за осуществлением иностранными операторами международных автомобильных перевозок на территории Республики Казахстан. До сих пор уполномоченным органом не организован 100 % контроль.
Износ парка грузовых и пассажирских автотранспортных средств достиг критических величин – свыше 60%, что напрямую влияет на экологию, безопасность дорожного движения, а также конкурентоспособность наших автоперевозчиков.
Также на обновление АТС отрицательно повлиял ввод первичной регистрации транспортных средств и утилизационный сбор, которые привели к их удорожанию.
Выходом из сложившейся ситуации явилось бы, на наш взгляд, принятие государственной программы по обновлению подвижного состава.
В 2015 году была проведена большая работа по принятию новых Правил субсидирования убытков перевозчиков, занятых на социально-значимых маршрутах и Методики расчета. Однако в 2016 г. они не получили реализации, хотя со стороны отраслевого Министерства есть понимание важности вопроса. Поэтому впереди предстоит еще большая работа, и мы бы просили МИР РК и Национальную палату оказывать и дальше поддержку Союзу автотранспортников Казахстана в работе с местными исполнительными органами.
Проблемой остается и вопрос сохранности автомобильных дорог. Представители Союза выезжали по маршруту Алматы-Уральск с целью проверки наличия, готовности инфраструктуры, а также состояния полотна коридора Западный Китай – западная Европа.
В ходе выезда были выявлены наличие некачественного дорожного полотна (колея, ямы, продавленный асфальт), отсутствие обслуживания и уборки мест остановок и отдыха водителей, удаленность друг от друга ближайших заправочных станции (протяженность достигает до 200 км), недостаточность придорожного сервиса и т.д.
Справки о состоянии маршрута были представлены в МИР РК и Мажилис.
Следует обратить внимание еще на одну проблему – использование вагонов отечественных операторов в перевозке грузов. Нет рычагов влияния на рынок со стороны государственных органов, прежде всего МИР РК, в результате чего отечественным оператором вагонов невозможно конкурировать с иностранными операторами, прежде всего российскими и низка мера государственной поддержки.
В сфере гражданской авиации проблемы остаются те же. Это прежде всего, проблема по внедрению системы E-freight. До сих пор Комитет гражданской авиации не может определиться с оператором системы, хотя обещали в т.г. начать внедрение.
Также затягиваются решения проблем по разработке проекта Правил обеспечения доступа поставщиков услуг (товаров, работ) к осуществлению аэропортовской деятельности, вопросам обеспечения авиаГСМ, развитию малой авиации и т.д.
Таким образом, в 2017 году предстоит большая совместная работа МИР РК и отраслевых ассоциации в транспортной отрасли по решению системных проблем в транспортной отрасли, защите интересов отечественных предпринимателей, повышению их конкурентоспособности и обеспечению стабильного развития транспортной отрасли Казахстана.
Пресс – служба Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»