30.09.2013
12 сентября 2013 г. Союзом транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» был проведен Круглый стол на тему: «О проблемах и перспективах развития внутреннего водного транспорта Урало-Каспийского бассейна» в г. Атырау.
В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Ассоциации предпринимателей морского транспорта, Национальной палаты предпринимателей, Комитета водных ресурсов МООС РК, представители акиматов Атырауской и Западно — Казахстанской областей, республиканских государственных казенных предприятий водных путей, а также предприниматели, занятые перевозкой на реке Урал.
На Круглом столе обсуждались проблемы судоходного пути по реке Урал и состояния инфраструктуры речного порта Атырау. В своем выступлении Заместитель Акима Атырауской области Шакимов Тимуржан отметил основные аспекты развития речного транспорта и меры по восстановлению судоходства на реке Урал.
Участниками заседания рассмотрены основные проблемы Урало-Каспийского бассейна: недостаточность водообеспеченности реки Урал; сложность осуществления судоходства; дефицит специалистов отрасли и полный физический износ государственного технического флота.
Также, были обсуждены перспективы Проекта будущего расширения «Тенгизшевройл». В рамках проекта представлены два основных варианта транспортировки модулей: транспортировка по Северному маршруту — дноуглубительные работы в пределах Каспия и реки Урал, модернизация порта в Атырау и, вариант прямого доступа по морю — дноуглубительные работы на Каспийском море, строительство нового морского терминала и строительство специальной грузовой автодороги. После окончательного утверждения проекта, возможно его детальное рассмотрение. Данный проект, в любом случае, станет дополнительным мощным стимулом для развития речного транспорта.
Кроме того, была отмечена перспектива развития перевозок через Волго-Донской канал, для реализации которой необходимо межгосударственное соглашение о пользовании внутренними водными путями с РФ и создание транспортно-логистической компании ЕЭП. Тем не менее, сложность получения разрешения на прохождение канала «Волгодон» и ограниченный период навигации отягчает развитие данных перевозок.
По итогам Круглого стола была рекомендована разработка Плана мероприятий по развитию реки Урал по нескольким направлениям. Во-первых, транспортное направление развития реки, совместно с МТК РК; во-вторых, согласованное с МООС РК экологическое направление и проведение дноуглубительных работ на Урало-Каспийском канале; в-третьих, коммерческое направление, с учетом мнении таких компании как АО «Атырауозенпорты», ТОО «Тенгизшевройл», ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.», СЭЗ Атырау «Национальный нефтехимический парк» в вопросе развития судоходства и определении объёмов перевозимого груза по реке Урал.
Также, отмечена необходимость всестороннего изучения перевозки транспортных грузов от речного порта Атырау до Азовского моря и Центральных регионов России и обратно, с учетом сроков и стоимости перевозок, специализации судов и сроков навигации и т. д. По итогам работы Круглого стола принято решение создать рабочую группу для изучения потенциальных маршрутов перевозок и объемов груза через Урало-Каспийский канал. В состав рабочей группы вошли представителей акимата Атырауской области, МТК РК, АО «Атырауозенпорты», Атырауского РГКПВП, ТОО «Тенгизшевройл», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и Ассоциации предпринимателей морского транспорта. Также, акиматом Атырауской области предложен вариант использования причалов АО «Атыраубалык» для перспективных государственных проектов, после завершения процедуры банкротства.
Кроме того, вынесенные в результате Круглого стола предложения о перспективах развития внутреннего водного транспорта Урало-Каспийского бассейна, решено внести для рассмотрения на заседании Президиума Союза и на Первом Съезде Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» с последующим вынесением на Межведомственную комиссию по развитию транспортной логистики под председательством Премьер-Министра РК С. Н. Ахметова.
Пресс-служба Союза Транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS»
Справка:
Урало-Каспийский речной бассейн охватывает в пределах республики Казахстан территорию 415 тыс.кв. км и включает в себя водосборную площадь реки Урал (236 тыс. кв. км), Волго-Уральского междуречья (107 тыс. кв. км) и Урало-Эмбенского междуречья (72 тыс. кв.км). В целом, в бассейн реки Урал входит часть территории Российской Федерации, Западно-Казахстанская, Атырауская области и часть Актюбинской области. Численность населения Урало-Каспийского бассейна в пределах территории Республики Казахстан составляет около 2,2 миллиона человек. Водный фонд составляет 28,0 куб. км, в том числе по бассейну реки Урал — 11,4 куб.км, по бассейну Волги — 13,4 куб. км. и бассейнам рек Уил, Сагиз, Эмба — 15,2 куб. км. Речные воды составляют 94% , доля водохранилищ — 3%, подземных вод — 3%.
Река Урал до сих пор не включена в перечень особо охраняемых природных объектов. Постановлением правительства Республики Казахстан был утвержден «Перечень водных объектов особого государственного значения и особенностей правового режима регулирования хозяйственной деятельности на водных объектах особого государственного значения». Однако, несмотря на то, что река Урал в полной мере отвечает критериям, указанным в документе, она не отнесена к водным объектам особого государственного значения.