РАБОТУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ОБСУДИЛИ НА ФОРУМЕ «МАГИСТРАЛЬ»
18 июня 2020 года состоялось второе онлайн заседание эксперт-форума «Магистраль» на тему: «Почему общественный транспорт стал «вечной проблемой», организатором которого выступила коммуникационная компания TLK Media.
Не секрет, что практически повсеместно работа общественного транспорта вызывает много нареканий. С чем это связано, в чем корень проблемы пытались разобраться эксперты транспортной отрасли.
Как отметил в своем вступительном слове заместитель председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко, сфера автобусных перевозок была одной из первых приватизирована, автопарки работали в условиях гиперинфляции и падения платежеспособности населения. В этих условиях зачастую автоперевозчики были лишены поддержки со стороны местных исполнительных органов.
В сентябре 2011 года, по настоянию автоперевозчиков и Министерства транспорта РК, были приняты Методика и Правила субсидирования социально значимых пассажирских перевозок. Однако это не поменяло положение автоперевозчиков.
И только после обострения ситуации в регионах, когда бизнес уже не мог свести концы с концами, изношенность техники составила более 68%, взлетела стоимость топлива, была принята первая комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок.
В рамках программы было выделено 20 млрд. тенге для обновления автопарков у отечественного автопрома. Субсидирование социально значимых маршрутов в регионах до 2017 года составляло от 1,5 до 2,8 млрд. тенге при потребности в 70 млрд. тенге.
Сейчас подготовлена вторая комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, предусматривающая полноценное субсидирование, обновление парка, внедрение электронного билетирования и онлайн диспетчеризации, меры по ограничению создания автобусных парков с участием государства.
Ю.Лавриненко акцентировал внимание на том, что сейчас создаются коммунальные автопарки, которые получают львиную долю средств на обновление и субсидирование, у частного бизнеса отнимаются основные автобусные маршруты, таким образом, происходит драматический передел рынка.
По сути, частный бизнес «выдавливается» с рынка, а правоохранительные и надзорные органы принципиальность в этих вопросах не проявляют.
По словам управляющего директора- директора департамента логистики и перевозок Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Мурата Амрина, субсидии в отрасль растут – с 1,7 млрд. тенге в 2017 году до 36 млрд. тенге в 2019 году, однако в разрезе регионов они распределяются неравномерно.
В результате частные перевозчики вынуждены уходить с рынка, не имея возможности не только инвестировать в обновление парка, но и нести текущие затраты.
Критическая ситуация в этой сфере в итоге была услышана Президентом Казахстана, а недавно стала одной из ключевых тем заседания Совета по транспорту при Премьер-министре РК, где также был рассмотрен комплекс мер по поддержке перевозчиков.
Руководитель Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин считает, что государственное регулирование в сфере автобусных пассажирских перевозок должно основываться на привлечении частных инвестиций, квалифицированных кадров, внедрении принципов честной конкуренции, своевременном утверждении тарифов и субсидировании убытков.
По его словам, сейчас в этой сфере нет выверенной последовательной государственной политики, именно в этом кроется корень всех проблем общественного транспорта.
Заместитель руководителя ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Карагандинской области» Нурлан Есентаев сообщил, в области действует 60 перевозчиков с парком 1600 автобусов, срок эксплуатации которых составляет автобусов 13-15 лет. Охват населения составляет более 62%. В прошлом году было приобретено 105 новых автобусов, планируется закупить 250 авто отечественного производства.
Заместитель акима города Нур-Султан Ермек Кизатов сообщил, что в столице работает 5 частных и один коммунальный автопарк, на долю которого приходится 75% всех автобусных перевозок. Частный бизнес выбывает из рынка.
По его словам, проект ЛРТ будет завершен, наземное метро свяжет, как и планировалось, аэропорт и новый железнодорожный вокзал.
Запись онлайн конференции доступна по ссылке: https://www.facebook.com/Issingarina/
Пресс-служба Союза транспортников Казахстана
«KAZLOGISTICS»