Контейнеризация железнодорожных перевозок в Казахстане

1. Анализ мировых тенденций

Согласно проведенным исследованиям,  начиная с 1960-х годов перевозка различных промежуточных и готовых товаров широкого потребления в стандартных контейнерах – 20-foot equivalent unit (TEU) или двадцатифутовый эквивалент – постепенно становится новым методом доставки грузов в развивающихся странах, выбор которого обусловлен следующими преимуществами:

  • отсутствием необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере;
  • экономией при перевозках благодаря эффекту масштаба;
  • удобством и экономией времени при сочетании с другими видами транспорта;
  • скоростью и своевременностью доставки.

Процесс контейнеризации грузов, как правило,  отражающий промышленный потенциал страны, в последние годы претерпевает изменения. Например, большинство развивающихся стран стали не только основными грузоотправителями (по тоннажу), но, что особенно важно, главными грузополучателями (57 % объема товаров).

В настоящее время на развитых рынках Европы и Америки контейнеризация приблизилась к 100%, т. е. практически все контейнеропригодные грузы перевозятся в контейнерах.

Таким образом, развитые страны уже прошли все стадии формирования зрелого рынка контейнерных перевозок, который достаточно успешно функционирует. Основными полюсами роста мирового контейнерного рынка в ближайшие годы станут Африка, Индия и другие страны Азии, Латинская Америка.

В мировой транспортной системе основную долю занимает морской транспорт - от 60 до 70% всего объема перевозимых грузов. Динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует 3-кратный рост контейнерных грузов начиная с 2000 года, при этом растет и доля таких грузов в общем объеме сухих грузов -  с 24% до 42% в период 2000-2017 гг. (Рисунок 1).

 В 2018 году объем контейнерных перевозок достиг 152 млн. ДФЭ демонстрируя ежегодный рост в пределах 3-7% в течение последних лет. (Рисунок 2). Кроме того необходимо отметить, что начиная с конца 90-х годов прошлого столетия наблюдается пятикратный рост перевозок в направлении Европа-Азия-Европа с 5 млн. ДФЭ в 1995 году до 25 млн. в 2018 году (Рисунок 3).

Рисунок 1 - Структура морских перевозок грузов 1980-2017 гг. (млн. погруженных тонн). 


Рисунок 2 - Мировые контейнерные перевозки,1996–2018 годы (млн. ДФЭ и изменение в процентах к предыдущему году)


Рисунок 3 – Контейнерные грузопотоки в направлении Восток-Запад с 1995 по 2018 год (млн. ДФЭ).

Таким образом,  можно сделать вывод о глобальном тренде увеличения уровня контейнеризации мировой торговли, а также опережающих темпов роста в абсолютных величинах.

2. Текущая ситуация в РК

Текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%. При этом данный уровень, в основном, обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах, за последние годы на 50-60% в год (Рисунки 4,5).

 При этом уровень контейнеризации экспортных отправок по железной дороге не превышает 1%. Наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт в основном за счет предоставления сервиса «от двери до двери», меньших сроков доставки. Так за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49% до 41% (Рисунок 6)


Рисунок 4 – Транзит контейнеров по маршруту КНР-ЕС КНР в 2016 2018 гг.


Рисунок 5 – Транзит контейнеров по маршруту Россия, Китай -ЦА и прочие в 2016 2018 гг.


Рисунок 6 –Доля видов транспорта в грузообороте 2012-2018гг.

Анализ структуры грузов, перевозимых на железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%.

3. Опыт стран в области развития контейнерных перевозок

Опыт Российской Федерации по увеличению доли контейнерных перевозок. В 2012 году разработана Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге "РЖД", согласно которой в рамках холдинга за счет внутренних резервов произошло увеличение контейнеризации. (Рисунок 7)

      

Рисунок 7 –Динамика контейнерных перевозок РФ 2010-2018 гг.

Так по итогам 2018 года доля внутренних перевозок составила 42,8%;  импорта  - 19,2%;  экспорта -  25,5%; вклад транзитных перевозок  составил 12,6%.

4. Необходимые меры и потенциальные эффекты увеличения уровня контейнеризации на железнодорожном транспорте РК

Предлагается разработка отраслевого программного документа, направленного на увеличение доли контейнерных перевозок, который предварительно должен включать в себя следующие меры:

  • пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности, как с вагонными отправками, так и  автомобильными перевозками, в особенности на небольшие расстояния);
  • консолидация железнодорожных (платформы, контейнера, терминалы) и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы, в частности:
    • оптимизация издержек во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и минимизации непроизводительных материальных и временных потерь;
    • консолидация и контейнеризация мелких и средних отправок, повышение доли перевозок контейнеров организованными полносоставными контейнерными поездами, следующими по расписанию;
    • совершенствование технологий перевозок контейнеров;
    • развитие и модернизация терминальной инфраструктуры и станций, выполняющих существенные объемы переработки контейнерных отправок.
  • разработка и реализация мер по снятию ограничений скорости при проследовании контейнерными поездами станций по главному пути;
  • устранение узких мест, вызывающих ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов, в т.ч. ускоренных;
  • развитие парка специализированных контейнеров и сменных кузовов;
  • увеличение перевозок скоропортящихся грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах;
  • проработка совместного сквозного сервиса с морскими линиями, иностранными железными дорогами и интермодальными операторами в смешанном, экспортно-импортном и транзитном сообщениях.

В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнеризации перевозок потенциальными эффектами как для отрасли, так и для экономики Республики Казахстан будут являться:

  • рост доходов от транзита грузов на железной дороге;
  • приближения к уровню наиболее развитых стран по степени контейнеризации товаропотоков и увеличения объемов транзитных контейнерных перевозок как важного вида несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью;
  • снижение издержек отрасли по приобретению вагонов, за счет большей универсальности платформ для перевозки контейнеров и большим сроком службы;
  • возникновение для грузоотправителей надежной, ускоренной доставки широкой номенклатуры контейнеропригодных товаров с использованием современных интермодальных технологий;
  • развитие контейнерных терминалов и соответственно сокращение количества станций, инвестиций в их развитие;
  • увеличение оборачиваемости торгового капитала за счет ускорения доставки грузов;
  • снижение уровня коррупциогенности на железной дороге;
  • оптимизация количества тягового подвижного состава и инвестиций в обновление;
  • увеличение доли железнодорожных перевозок и задействованности железнодорожной инфраструктуры.

Arthur D. Little

АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы»

АО «KTZ Express»