В рамках исследования «Ведение бизнеса» рассматриваются процедурные требования в отношении экспорта и импорта стандартных товаров и грузов при доставке морским транспортом. Учитываются все официальные процедуры по экспорту и импорту товаров с указанием затрат времени и расходов на прохождение процедур. Тем не менее не учитываются время и расходы, связанные с морскими перевозками. Учитываются также все документы, необходимые торговой компании для экспорта или импорта товаров через национальные границы. Применительно к экспорту товаров учитываются процедуры, начиная с упаковки товаров на складе до их отправки из порта отправления. Для стран, не имеющих выхода к морю, учитываются процедуры, действующие на внутреннем пограничном пункте, поскольку порт находится в стране с переходной экономикой.
Применительно к импорту товаров учитываются процедуры с момента прибытия судна в порт назначения до доставки груза на склад.Оплата производится аккредитивом, и учитываются сроки, расходы и документы, необходимые выставления или аккредитива или уведомления о нем. Рейтинг по степени благоприятности условий для ведения международной торговли представляет собой простое среднее процентильных рейтингов по входящим в данную категорию показателям.
Местные экспедиторские фирмы, судоходные компании, таможенные агенты, должностные лица порта и банки предоставляют информацию о необходимых документах, стоимости и сроках прохождения каждой процедуры. Для обеспечения сопоставимости данных по различным странам используются некоторые допущения в отношении компаний и товаров.
Проект «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.
Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась в 2002 году, посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.
В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и в динамике, тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает страны к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для ученых, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.
РЕГИОН | Европа и Центральная Азия |
УРОВЕНЬ ДОХОДОВ | Доход выше среднего |
НАСЕЛЕНИЕ | 16 797 459 |
СРЕДНЕДУШЕВОЙ ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ДОХОД (В ДОЛЛАРАХ США$) | 9 730 |
ИССЛЕДУЕМЫЙ ГОРОД | Алматы |
Индикатор | Казахстан | Европа и Центральная Азия | ОЭСР |
Документы для экспорта (количество) | 10 | 7 | 4 |
Время на экспорт (в днях) | 81 | 25 | 11 |
Стоимость экспорта (US$ за контейнер) | 4 885 | 2 109 | 1 070 |
Документы на импорт (количество) | 12 | 8 | 4 |
Время на импорт (в днях) | 69 | 26 | 10 |
Стоимость импорта (US$ за контейнер) | 4 865 | 2 339 | 1090 |
Учитываются все документы, необходимые для каждой партии экспорта и импорта товаров. Предполагается, что новый контракт готовится под каждую партию товара, и что он уже согласован и оформлен обеими сторонами. Учитываются документы, необходимые для согласования с соответствующими ведомствами, в том числе и с государственными министерствами, администрацией порта и таможни, а также органами контроля.
Для стран, не имеющих выхода к морю, также учитываются документы, требуемые властями в стране с переходной экономикой. Поскольку платеж осуществляется аккредитивом, также принимаются во внимание все документы, требуемые банками для выставления или обеспечения аккредитива.
Документы, которые запрашиваются в процессе таможенного контроля, но которые действительны в течении года или более одного года и не требуют возобновления при обработке каждой торговой партии (например, ежегодный сертификат о выплате налогов), не учитываются.
Документы, которые необходимы исключительно для целей льготного режима больше не учитываются, например, свидетельство о происхождении, если его использование связано исключительно с тем, чтобы претендовать на льготную тарифную ставку в рамках торговых соглашений. Тем не менее предполагается, что экспортер всегда будет получать свидетельство о происхождении для своего торгового партнера, соответственно, время и затраты на получение такого свидетельства включены в общий подсчет времени и затрат на экспорт.
Затраты времени на экспорт и импорт указываются в календарных днях. Исчисление времени начинается с момента начала прохождения процедуры и заканчивается моментом ее завершения. Если прохождение процедуры может быть ускорено за дополнительную плату и эта возможность доступна всем торговым компаниям, учитывается вариант ускоренной процедуры, при условии что он является законным. c
Процедуры ускоренного прохождения формальностей, применяемые только в отношении фирм, находящихся в зонах производства товаров на экспорт, или только в отношении определенных аккредитованных фирм в соответствии с программами уполномоченных хозяйствующих субъектов, во внимание не принимаются, поскольку они доступны не для всех торговых компаний. Не учитывается время, связанное с морскими перевозками. Предполагается, что экспортер и импортер действуют без промедлений и намерены завершить все оставшиеся процедуры как можно скорее. Процедуры, которые могут проходить параллельно, учитываются как одновременные. При этом предполагается, что для подготовки документации, перевозки внутри страны, очистки от таможенных и иных формальностей, а также погрузочно-разгрузочных работ в портах и терминалах, требуется как минимум один день на каждую операцию и не может осуществляться одновременно.
Затраты включают сборы, взимаемые с 20-футового контейнера, в долларах США. Принимаются во внимание все сборы, связанные с прохождением процедур по экспорту или импорту товаров. К ним относятся расходы на оформление документов, административные сборы по таможенной очистке и проверке, комиссионные таможенных брокеров, расходы, связанные с портом, и затраты на внутренние перевозки. Не учитываются таможенные тарифы и пошлины, относящиеся к морским перевозкам. Учитываются только официальные расходы.
Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами 189 стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса».
Первый доклад «Ведение бизнеса», опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад этого года охватывает 11 наборов показателей по 189 странам. Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру.
Регион | Европа и Центральная Азия |
---|---|
Уровень доходов | Доход выше среднего |
Население | 17 544 126 |
Среднедушевой валовой национальный доход (в долларах США) | 11 580 |
Исследуемый город | Almaty |
190
1
DB 2017 Рейтинг
1
100
DB 2017 ПР (% пунктов)
Темы | DB 2017
Рейтинг | DB 2016
Рейтинг | Изменение в рейтинге | DB 2017 ПР (% пунктов) | DB 2016 ПР (% пунктов) | Изменение в показателе ПР (% пунктов) |
---|---|---|---|---|---|---|
Глобально | 35 | 51 | ![]() 16
| 75.09 | 70.45 | ![]() 4.64
|
Создание предприятий ![]() | 45 | 54 | ![]() 9
| 91.94 | 89.95 | ![]() 1.99
|
Получение разрешений на строительство ![]() | 22 | 78 | ![]() 56
| 79.05 | 69.93 | ![]() 9.12
|
Подключение к системе электроснабжения ![]() | 75 | 102 | ![]() 27
| 73.64 | 64.81 | ![]() 8.83
|
Регистрация собственности | 18 | 18 |
-
| 83.72 | 83.59 | ![]() 0.13
|
Получение кредитов | 75 | 70 | ![]() 5
| 55.00 | 55.00 |
-
|
Защита миноритарных инвесторов![]() | 3 | 25 | ![]() 22
| 80.00 | 66.67 | ![]() 13.33
|
Налогообложение | 60 | 57 | ![]() 3
| 79.54 | 79.54 |
-
|
Международная торговля ![]() | 119 | 128 | ![]() 9
| 63.19 | 60.39 | ![]() 2.80
|
Обеспечение исполнения контрактов ![]() | 9 | 9 |
-
| 75.70 | 75.70 |
-
|
Разрешение неплатежеспособности![]() | 37 | 46 | ![]() 9
| 69.17 | 58.97 | ![]() 10.20
|