Международная торговля
Doing business the world bank

О проекте «Ведение бизнеса»

Проект «Ведение бизнеса» позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась в 2002 году, посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и в динамике, тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает страны к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для ученых, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.

Легкость ведения бизнеса в Казахстан

СТРАНОВОЙ ОБЗОР

РЕГИОН Европа и Центральная Азия
УРОВЕНЬ ДОХОДОВ Доход выше среднего
НАСЕЛЕНИЕ 16 797 459
СРЕДНЕДУШЕВОЙ ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ДОХОД (В ДОЛЛАРАХ США$)
9 730
ИССЛЕДУЕМЫЙ ГОРОД Алматы

50

Бизнес 2014
рейтинг

53

Бизнес 2013
рейтинг***

3

Изменение
рейтинга

62,65

Бизнес 2014 ПР**
(% пунктов)

62,22

Бизнес 2013 ПР**
(% пунктов)

0,43

Улучшение позиции
по отношению к пр**
(% пунктов)

Рейтинг

Темы DB 2014 Рейтинг DB 2013 Рейтинг Изменение рейтинга
Регистрация предприятий 30 27 -3
Получение разрешений на строительство 145 149 4
Подключение к системе электроснабжения 87 85 -2
Регистрация собственности 18 27 9
Кредитование 86 82 -4
Защита инвесторов 22 21 -1
Налогообложение 18 18 Нет изменений
Международная торговля 186 186 Нет изменений
Обеспечение исполнения контрактов 27 26 -1
Разрешение неплатежеспособности 54 55 1

Позиция казахстана в рейтинге Doing business

Международная торговля

186

DB 2014 РЕЙТИНГ

186

DB 2013 РЕЙТИНГ***

0

Изменение рейтинга

3,79

DB 2014 ПР** (% ПУНКТОВ)

3,91

DB 2013 ПР** (% ПУНКТОВ)

-0,12

УЛУЧШЕНИЕ ПОЗИЦИИ
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПР**
(% ПУНКТОВ)

Рейтинг

Индикатор Казахстан Европа и Центральная Азия ОЭСР
Документы для экспорта (количество) 10 7 4
Время на экспорт (в днях) 81 25 11
Стоимость экспорта (US$ за контейнер) 4 885 2 109 1 070
Документы на импорт (количество) 12 8 4
Время на импорт (в днях) 69 26 10
Стоимость импорта (US$ за контейнер) 4 865 2 339 1090

Допущения в отношении товаров

Продукция:

  • Не является опасной и не включает предметы военного назначения.
  • Не требует охлаждения или иных особых условий транспортировки.
  • К продукции не применимы специальные требования фитосанитарного контроля либо специальные требования в отношении безопасности для окружающей среды, помимо общепринятых международных стандартов.
  • Является одной из основных статей экспорта или импорта страны.

Допущения в отношении компании


Компания:

  • Имеет не менее 60 сотрудников.
  • Работает в городе, являющемся крупнейшим деловым центром страны.
  • Является частной компанией с ограниченной ответственностью. Не ведет операций в зоне производства товаров на экспорт или в промышленной зоне, на которую распространяются специальные льготы по экспорту или импорту.
  • Является отечественной компанией, не имеющей иностранных владельцев.
  • Объем экспорта составляет более 10 процентов от общего объема ее продаж.

Документы


Учитываются все документы, необходимые для каждой партии экспорта и импорта товаров. Предполагается, что новый контракт готовится под каждую партию товара, и что он уже согласован и оформлен обеими сторонами. Учитываются документы, необходимые для согласования с соответствующими ведомствами, в том числе и с государственными министерствами, администрацией порта и таможни, а также органами контроля.

Для стран, не имеющих выхода к морю, также учитываются документы, требуемые властями в стране с переходной экономикой. Поскольку платеж осуществляется аккредитивом, также принимаются во внимание все документы, требуемые банками для выставления или обеспечения аккредитива.

Документы, которые запрашиваются в процессе таможенного контроля, но которые действительны в течении года или более одного года и не требуют возобновления при обработке каждой торговой партии (например, ежегодный сертификат о выплате налогов), не учитываются.

Документы, которые необходимы исключительно для целей льготного режима больше не учитываются, например, свидетельство о происхождении, если его использование связано исключительно с тем, чтобы претендовать на льготную тарифную ставку в рамках торговых соглашений. Тем не менее предполагается, что экспортер всегда будет получать свидетельство о происхождении для своего торгового партнера, соответственно, время и затраты на получение такого свидетельства включены в общий подсчет времени и затрат на экспорт.

Затраты времени


Затраты времени на экспорт и импорт указываются в календарных днях. Исчисление времени начинается с момента начала прохождения процедуры и заканчивается моментом ее завершения. Если прохождение процедуры может быть ускорено за дополнительную плату и эта возможность доступна всем торговым компаниям, учитывается вариант ускоренной процедуры, при условии что он является законным. c

Процедуры ускоренного прохождения формальностей, применяемые только в отношении фирм, находящихся в зонах производства товаров на экспорт, или только в отношении определенных аккредитованных фирм в соответствии с программами уполномоченных хозяйствующих субъектов, во внимание не принимаются, поскольку они доступны не для всех торговых компаний. Не учитывается время, связанное с морскими перевозками. Предполагается, что экспортер и импортер действуют без промедлений и намерены завершить все оставшиеся процедуры как можно скорее. Процедуры, которые могут проходить параллельно, учитываются как одновременные. При этом предполагается, что для подготовки документации, перевозки внутри страны, очистки от таможенных и иных формальностей, а также погрузочно-разгрузочных работ в портах и терминалах, требуется как минимум один день на каждую операцию и не может осуществляться одновременно.

Затраты


Затраты включают сборы, взимаемые с 20-футового контейнера, в долларах США. Принимаются во внимание все сборы, связанные с прохождением процедур по экспорту или импорту товаров. К ним относятся расходы на оформление документов, административные сборы по таможенной очистке и проверке, комиссионные таможенных брокеров, расходы, связанные с портом, и затраты на внутренние перевозки. Не учитываются таможенные тарифы и пошлины, относящиеся к морским перевозкам. Учитываются только официальные расходы.

Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами 189 стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса».

Первый доклад «Ведение бизнеса», опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад этого года охватывает 11 наборов показателей по 189 странам. Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру.

РегионЕвропа и Центральная Азия
Уровень доходовДоход выше среднего
Население17 544 126
Среднедушевой валовой национальный доход (в долларах США)11 580
Исследуемый городAlmaty


190

1


                                                    DB 2017 Рейтинг

1

100


                                               DB 2017 ПР (% пунктов)


ТемыDB 2017
Рейтинг
DB 2016
Рейтинг 
Изменение в рейтингеDB 2017 ПР (% пунктов) DB 2016 ПР (% пунктов) Изменение в показателе ПР (% пунктов) 
Глобально3551up
16
75.0970.45down
4.64
Создание предприятий 4554up
9
91.9489.95up
1.99
Получение разрешений на строительство 2278up
56
79.0569.93up
9.12
Подключение к системе электроснабжения 75102up
27
73.6464.81up
8.83
Регистрация собственности1818
-
83.7283.59up
0.13
Получение кредитов7570down
5
55.0055.00
-
Защита миноритарных инвесторов325up
22
80.0066.67up
13.33
Налогообложение6057down
3
79.5479.54
-
Международная торговля 119128up
9
63.1960.39up
2.80
Обеспечение исполнения контрактов 99
-
75.7075.70
-
Разрешение неплатежеспособности3746up
9
69.1758.97up
10.20