Новости Пресс релизы Интервью и выступления Фотогалерея Журнал «Транс Logistics» Видеогалерея Календарь событий

26.03.2021

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

В режиме онлайн  состоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту  Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен».

С докладом об основных проблемах автотранспортной отрасли выступил президент Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО)  Махсат Сактаганов.

Он сообщил, что на международных перевозках грузов задействовано порядка 500 автоперевозчиков с парком порядка 15 тыс. автотранспортных средств.  В 2020 году перевезено порядка 4,9 млн. тонн груза, из них экспорт составил 1,987 млн. тонн и импорт - 2,933 млн. тонн. При этом, казахстанскими перевозчиками перевезено порядка 1,5 млн. тонн, из них экспорт составил 402,9 тыс. тонн и импорт 1,1 млн. тонн.

По итогам 2020 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных грузовых перевозок снизилась до 30% (в 2017 г. доля составляла 52%, в 2018 г. - 46%, в 2019 году - 37%).

Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность отечественных перевозчиков,  является численность автопарка.

В России на международных перевозках задействовано порядка 34 тыс. автотранспортных средств, в Белоруссии - 15 тыс., Польше-  247 тыс., в Турции - 69 тыс., Литве - 38 тыс., Украине -  30 тыс.

В этих странах приняты меры поддержки по обновлению парка и снижению утилизационного сбора для транспортных средств экологического класса ЕВРО-6. Также в Белоруссии отменены сборы для тягачей, срок эксплуатации которых составляет до одного года (при этом развита господдержка в виде льготного лизинга).

Существенным барьером для отечественных перевозчиков в части импорта европейских марок транспортных средств (SCANIA, Mersedes, DAF, Volvo и тд.) является введение утилизационного для транспортных средств полной массой от 12 до 20 тонн (3 062 850 тг.), от 20 до 50 тонн (1 604 350 тг.) и сбора за первичную регистрацию до 350 МРП (1 020 950 тг.).

И как следствие, с 2016 года казахстанские перевозчики увеличили парк всего на 756 ед.  Между тем, ежегодная потребность в обновлении составляет порядка 1 тыс. ед.

Учитывая, что с 2025 года Казахстан  проводит политику либерализации каботажных перевозок в ЕАЭС, существует риск потери казахстанского рынка грузовых автомобильных перевозок.

В рамках Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года, было предусмотрено освобождению операторов международных автоперевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию на период до конца 2020 года для тягачей - от 3 до 7 лет.

В рамках внесенных поправок в Налоговый кодекс от 2 июля 2020 года  приобретаемые седельные тягачи со сроком эксплуатации от 3-х до 7 лет освобождены от сбора за первичную регистрацию до конца 2020 года.

Однако предприниматели не смогли в полной мере воспользоваться данной возможностью, так как  предложение по отмене утильсбора не поддержано Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК ввиду ухудшения экологической обстановки.

Необходимо отметить, что с 2018 года на территории ЕАЭС вступили в силу требования по ввозу транспортных средств, соответствующих экологическим стандартам Евро-5 и выше, что означает запрет на регистрацию транспорта ниже указанного стандарта.

Также необходимо отметить, что вышеуказанный Приказ не предусматривает применение коэффициентов по видам транспорта - самосвал, бортовой, рефрижератор и т.д. Это привело к отнесению разных видов транспортных средств в одну категорию.

В Российской Федерации распределение предусмотрено для каждого вида транспорта (отдельные коэффициенты) для седельных тягачей, бортовых АТС и самосвалов, при этом, для международных перевозок применяется отдельный коэффициент.  

М. Сактаганов предложил до конца 2025 года освободить от сбора за первичную регистрацию седельных тягачей с годом выпуска до 7 лет включительно, приобретаемых для международной перевозки и отвечающих экологическому классу евро 5 и выше, а также до конца 2025 года снизить коэффициент утилизационного сбора с 21 до 5 для седельных тягачей и бортовых АТС, массой от 12 до 50 тонн, приобретаемых для международной перевозки и отвечающих экологическому классу евро 5 и выше.

М. Сактаганов акцентировал внимание на том факте, что в Казахстан по поддельным документам завозятся автотранспортные средства евро-2, что создает проблемы добросовестным предпринимателям. Необходимо обратить на это серьезное внимание и пресечь подобные факты, - отметил он.

Председатель Подкомитета по автомобильному транспорту Сабит Аманбаев сообщил, что, несмотря на согласование санитарных норм, в Казахстане остановлена деятельность 253 перевозчиков (2627 автобусов) и 38 автовокзалов.

Этот запрет превратил эту сферу бизнеса экономики в наиболее пострадавшую от необоснованной полной остановки. Законопослушные предприниматели оказались искусственно выдавлены из действующего рынка перевозок, так как  с начала пандемии тысячи автобусов и такси нелегальных перевозчиков, возят пассажиров без соблюдения каких- либо норм санитарной безопасности, без обеспечения безопасности дорожного движения.

В настоящее время межобластные и международные перевозки, соответствуют требованиям Приложений 12 и 15  постановления Главного государственного санитарного врача РК №43 от 26.06.2020 года. В течение июня-июля месяцев НПП «Атамекен», ассоциации  и Санитарный врач РК, согласовали регламент работы автобусов и автовокзалов. Работу автовокзалов инспектировала комиссия во главе с вице-премьером Ералы Тугжановым.

На совещании  под председательством вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Берика Камалиева 4 марта 2021 года, был поставлен вопрос правительству о необходимости государственной поддержки предпринимателей межобластных перевозок, автовокзалов и автостанций в виде пролонгации страховок, проведения тех. осмотра на автобусы, освобождения налогов на землю и имущество.

Учитывая критическую степень износа парка и отсутствие отечественного производства, необходимо освобождение операторов международных пассажирских перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию автобусов от 3 до 7 лет по аналогии с международными грузовыми перевозками сроком до 2023 года (с целью усиления конкурентоспособности национального перевозчика).

Необходимо отметить, что международные (междугородние, межобластные) перевозки не попали в список постановления правительства №307 от 20.05.2020 г. «Об утверждении Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года».

Несмотря на поручение Президента РК, данное 24 января  2020 года, в стране продолжают действовать  8 коммунальных парков. В связи с этим, необходимо срочно приватизировать действующие государственные предприятия, что создаст условия для добросовестной конкуренции, сократит неэффективные расходы из бюджета и откроет дополнительные возможности для малого и среднего бизнеса, - сказал председатель Подкомитета.

В сфере городских автобусных перевозок в Казахстане на 1244 маршрутах занято 311 перевозчиков, эксплуатирующих 10,5 тыс. автобусов. Анализ ситуации в сфере автобусных перевозок выявил невыполнение обязательств местными исполнительными органами.  Не выделяются необходимые средства на субсидирование социально значимых автобусных сообщений, не проводится необходимая работа по сокращению износа автобусов, несмотря на то, что из бюджета на 2021 год выделено на эти цели 21,5 млрд. тенге.

С.Аманбаев отметил, что акиматам необходимо создавать условия для дальнейшего развития городских автобусных перевозок, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества услуг населению и безопасности перевозок.

Генеральный директор Ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области Айнитдин Буралкин отметил, что норма, принятая в Налоговом кодексе об освобождении от НДС городских автобусных перевозок не работает. Предприниматели не могут воспользоваться данной льготой, в этой связи необходимо сделать так, чтобы эта норма работала на деле, - сказал А.Буралкин.

Председатель Комитета транспорта МИИР РК Самат Гилимов доложил о проводимой работе по развитию автомобильных международных грузовых и пассажирских перевозок, цифровизации отрасли автомобильного транспорта, усовершенствованию бизнес-процесса распределения и выдачи иностранных бланков разрешений, а также передаче некоторых государственных функций в сфере автомобильных пассажирских перевозок в конкурентную среду.

М. Сактаганов  отметил работу, проводимую Комитетом транспорта МИИР РК по цифровизации отрасли.

На заседании принят План работы (Дорожная карта) Подкомитета по автомобильному транспорту, заслушана информация по исследовательским проектам  и заказам на исследования в области автомобильного транспорта на 2022 год.

Пресс-служба Союза транспортников Казахстана
«KAZLOGISTICS»



Назад к списку