Новости Пресс релизы Интервью и выступления Фотогалерея Журнал «Транс Logistics» Видеогалерея Календарь событий

18.03.2021

ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

16 марта в режиме онлайн состоялось заседание Подкомитета по транспортной логистике Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен».

В своем приветственном слове вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев сообщил, что пандемия Covid-19 повлияла на показатели транспортной отрасли. Общий объем перевозок снизился на 5,7%,  уменьшился  грузооборот. 

Вместе с тем, увеличились объемы транзитных грузов, контейнеров. Отмена таможенного  досмотра транзитных грузов внесла лепту в увеличение этих показателей.

Б.Камалиев сказал, что по поручению Президента  РК ведется работа по трансформации государственной программы «Нурлы жол» на 2020-2025 годы в национальный проект по территориальному развитию. Разрабатывается программа комплексного развития транспортной  отрасли на 2021-2030 годы, которая даст импульс для развития транспортно-логистического комплекса страны, внедрения инноваций и цифровизации  в отрасли, - отметил он.

С информацией о  проблемных вопросах транспортной логистики выступил председатель Подкомитета по транспортной логистике Ерхат Искалиев. Он отметил слабую контейнеризацию контейнеропригодных грузов. Сейчас показатель контейнеризации не превышает 2-3%. Разработка программы контейнеризации позволит улучшить этот показатель, - считает Е.Искалиев.

Он отметил также низкую  цифровизацию транспорта и логистики, проблемы холодовой цепи, модернизацию автомобильных переходов на примере "Нурлы жол». Необходима государственная поддержка транспортной науки. Надо стандартизировать информацию об имеющихся складах временного хранения и торгово-логистических центрах, разработать электронный мультимодальный документ,- отметил председатель Подкомитета.  

В этом году необходимо глубже понять узкие места, в том числе  в агро- , ритейл и промышленной логистике, - сказал он.

Необходимо развивать сотрудничество с международными  ассоциациями в области логистики, с Астана хабом и Назарбаев университетом по поиску цифровых проектов в логистике.

Председатель рабочей группы по разработке программы контейнеризации Эдиль Искаков сообщил, что проведено два  заседания  рабочей группы, совместно с бизнесом сформирована  книга проблем контейнеризации. Создан перечень пилотных проектов, которые могут стать драйверами контейнеризации в промышленной логистике.

Планируется создать постоянно действующую рабочую группу по совершенствованию тарифной политики в железнодорожном транспорте. Учитывая нехватку контейнеров,  с АО «НК «КТЖ» проведена определенная работа по предоставлению скидок на перевозку порожних контейнеров по территории Казахстана и Средней Азии.

Управляющий  партнер Arthur D. Little Александр Ованесов отметил, что в Казахстане многое делается в плане контейнеризации, вместе  с тем,  необходим комплексный, программный подход для того, чтобы сбалансировать интересы всех участников – государства, промышленных компаний, основных игроков транспортного рынка.

Он сообщил, что контейнерные перевозки – очень перспективный и быстро растущий сегмент рынка. Темпы роста глобальных контейнерных перевозок многократно превышают темы роста мировой экономики и торговли.

Казахстан существенно отстает от развитых стран по уровню контейнеризации – более эффективному и экономичному способу перевозки грузов.

Преимущества контейнерных перевозок: более высокая скорость перевалки грузов с одного вида транспорта на другой,  высокая сохранность грузов,  дешевая перевозка, в том числе за счет исключения сложной перевалки и перетарки,  высокая скорость работы с грузом, особенно при исключении перетарки (время нахождения в порту может сократиться в 3 раза).

По оценке А.Ованесова, контейнеризация позволила бы Казахстану увеличить объемы транзитных и экспортных перевозок до 4,1 млн. TEU, сократить транспортную составляющую в экономике страны  примерно на 4%.

При разработке Программы контейнеризации РК крайне важно определить возможную емкость рынка, сценарии развития, роль КТЖ и государства. Необходимо определить какие тренды будут влиять и определять развитие транспортно-логистического рынка Казахстана до 2025года.

Сейчас тренды технологические, потребительские меняют очень сильно всё, для контейнеризации это скорее плюс, - сказал А.Ованесов.

При разработке программы контейнеризации важно учесть, какова может и должна быть роль АО «НК КТЖ», как системообразующего игрока на рынке, в развитии контейнеризации, какие инициативы КТЖ может и должна реализовать, во взаимодействии с правительством РК для повышения уровня контейнеризации?

Президент АО «KTZ Express» Дмитрий Абдуллаев сообщил, что рост контейнерных транзитных перевозок в 2020 году составил 32%.

По всем направлениям транзитных коридоров ведется контроль, не допускаются долгие задержки  на границе. Большим  подспорьем стала отмена таможенного досмотра на стыковых станциях Достык и Алтынколь, эта мера положительно повлияла на рост транзитного потока. Регулярно работают две фидерные линии на Баку и два - на Иран, - сказал он.

В прошлом году АО «KTZ Express» начал проект по контейнеризации на Карагандинском заводе ферросплавов. Вначале это была перевозка  2-3 контейнера на фитинговой платформе в направлении казахстанских морских портов, сейчас среднемесячный объем этих перевозок составляет 150-200 контейнеров.

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерлан Абсатов сообщил, что на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 10 апреля 2020 года Президент РК К.Токаев объявил, что 2020 год должен пройти под знаком эффективной цифровизации страны, глава государства дал указание пересмотреть государственную программу «Цифровой Казахстан» без дополнительных финансовых затрат.

В 2020 году Союз провел анализ транспортно-логистического комплекса по уровню цифровизации, сформировал   список проектов и  направил их в соответствующие государственные органы.

В эти проекты вошли  цифровое инновационное транспортное решение объектового надзора  с использованием космических систем, основной целью является обеспечение безопасности дорожного движения при использовании новейших технологий наземного космического мониторинга.

Среди предложенных проектов - внедрение современных систем комплексной оптимизации логистических цепочек, включающий промышленную логистику  на основе цифровизации бизнес- процессов с использованием инструментов Big Data, Business Intelligence, RFD.

Цифровизация транспортной логистики включает: планирование цепей поставок, анализ и оценку логистической инфраструктуры, рост объемов и повышение комплексности логистических услуг, анализ перспектив развития, интеграционные процессы и оптимизацию ресурсов.  Союз также предложил ввести электронную торговлю авиатопливом с целью исключения посредников при его покупке.

Пандемия показала насколько важно внедрение IT технологий в транспортно-логистическом комплексе, - отметил генеральный директор Союза.

Председатель научного экспертного совета ИИИ транспорта  Эдуард Каплан сообщил, что согласно исследованиям трендов в логистике, основные - это цифровизация, онлайн-обслуживание, логистический аутсорсинг. Уровень цифровизации 4 PL  отличает комплексное транспортно-логистическое обслуживание на основе долгосрочного стратегического сотрудничества с клиентами, интеграция IT систем, управление промышленной логистикой, предоставление консалтинговых услуг, разработка логистических стратегий.

В Казахстане все больше промышленных предприятий склоняются к тому, чтобы комплексно закупать логистические услуги у компаний уровня 4 PL. Эволюция на рынке логистических услуг привела к тому, что тяжелые активы  – терминалы, подвижной состав, железнодорожные вагоны, автомобили будут всегда ценны, но все большее значение приобретают легкие активы - люди, IT технологии.

Цифровизация позволит решить застарелые проблемы отрасли – дефицит вагонов, локомотивов, долгая  выгрузка, погрузка, отсутствие центра управления всей логистической цепочкой и др., - считает Э.Каплан.

На заседании Подкомитета была заслушана информация директора департамента по развитию инноваций Назарбаев университета Абзала Дарибаева, который рассказал о возможностях, которые  предоставляются студентам и ученым для реализации своих идей и стартапов в сфере транспорта. 

Отраслевой  менеджер Фонда Н.Назарбаева Райхан Исмаилова отметила, что для улучшения позиции Казахстана в Индексе эффективности логистики LPI и в рейтинге Doing Business необходимо провести  реформы процедур выхода на экспорт, в частности по сокращению количества и величине временных и материальных издержек. В условиях жесткой конкуренции и постоянно растущих требований к качеству логистического обслуживания необходимы реформы транспортной отрасли.  

Пресс-служба Союза транспортников Казахстана
«KAZLOGISTICS»



Назад к списку