DOMESTIC LPI-2019
В современных условиях повышение эффективности логистики приобретает особое значение для Казахстана. Развитие логистики выступает драйвером конкурентоспособности экономики страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции в мировую экономику. Перед государством стоит глобальная задача стать крупнейшим транзитным и логистическим хабом региона, «мостом» между Европой и Азией, реализация этой задачи напрямую зависит от развития транспортной логистики, основного фактора стимулирования устойчивых темпов индустриального роста и формирования конкурентных преимуществ экономической системы.
Всемирным банком совместно с университетом г. Турку (Финляндия) в 2007 году впервые была разработана методика оценки уровня развития логистической отрасли в различных странах мира. Индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний. Этот показатель оценивает легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне.
Итоги исследования LPI-2018 года
В очередном исследовании Индекс эффективности логистики Всемирного Банка (LPI) Казахстан занял 71 место среди 160 стран мира, поднявшись на 6 позиций по сравнению с рейтингом 2016 года. Следует отметить, что в 2018 году в рейтинге особое значение уделялось новым проблемам, таким, как устойчивость цепей поставок, их воздействие на окружающую среду и потребность в квалифицированных работниках.
При этом отмечалась общемировая тенденция, свидетельствующая о том, что эффективность логистики в странах с высоким уровнем дохода в среднем на 48% выше, чем в странах с низким уровнем дохода. Для того чтобы вывести эффективность логистики на должный уровень, международные эксперты рекомендовали развивающимся странам улучшить свою инфраструктуру, таможенную систему, профессиональные навыки и нормативную базу.
Также стоит отметить, что именно в отчете 2018 года Всемирный Банк показал рейтинг с применением взвешенного совокупного балла и данных, полагающихся на последние четыре отчета LPI. Эта идея является хорошей, поскольку представляется более сбалансированная картина развития логистики стран рейтинга и показывает реальную динамику развития в течение периода.
Субиндексы эффективности логистики (LPI) Казахстан 2014 – 2018 годы.
|
2014 |
2016 |
2018 |
|||
ранг |
индекс |
ранг |
индекс |
ранг |
индекс |
|
Эффективность процесса таможенного оформления |
121 |
2,33 |
86 |
2,52 |
65 |
2,66 |
Качество торговой и транспортной инфраструктуры |
106 |
2,38 |
65 |
2,76 |
81 |
2,55 |
Простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам |
100 |
2,68 |
82 |
2,75 |
84 |
2,73 |
Качество логистических услуг и компетентность |
83 |
2,72 |
92 |
2,57 |
90 |
2,58 |
Отслеживание прохождения грузов |
81 |
2,83 |
71 |
2,86 |
83 |
2,78 |
Своевременность поставок грузов |
69 |
3,24 |
92 |
3,06 |
50 |
3,58 |
Среди стран – членов ЕАЭС наиболее развитая логистическая система у Казахстана, наименее эффективными логистическими системами обладают Беларусь и Кыргызстан.
Индекс эффективности логистики (LPI) в странах-членах ЕАЭС (2010 – 2018г.г.)
|
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2018 |
Казахстан |
62 |
86 |
88 |
77 |
71 |
Россия |
94 |
95 |
90 |
99 |
75 |
Беларусь |
- |
91 |
99 |
120 |
103 |
Армения |
111 |
100 |
92 |
141 |
92 |
Кыргызстан |
91 |
130 |
149 |
146 |
108 |
Каких изменений ждет отечественная логистика?
Сегодня транспортная система Казахстана находится на пути построения эффективного взаимодействия между различными видами транспорта и развития мультимодальных перевозок, устранения естественных препятствий и совершенствования управления перевозками. Неизбежная дальнейшая интеграция с транспортными системами более развитых стран и современные тенденции развития транспортной отрасли требуют комплексного подхода в развитии транспортных услуг, инфраструктуры и эффективной логистики.
Надежная информационная база показателей уровня развития логистики, может служить основой для эффективного планирования и повышения оптимизации управления, сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи, снижения транспортных расходов. В этой связи Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» совместно с деловым транспортным журналом «Транс-LOGISTICS Казахстан» проводит независимое ежегодное исследование «DOMESTIC LPI». Исследование традиционно проводится путем анкетирования отечественных транспортных компаний по основным показателям, представленным в Индексе эффективности логистики Всемирного Банка (LPI).
Надеемся, что данная работа позволит на национальном уровне значительно увеличить качество аналитических данных, отражающих степень влияния внешних и внутренних факторов на рынок транспортно-логистических услуг, определить комплекс мер для развития логистической системы страны, выявить области экономического и организационного воздействия, повысить логистическую результативность в реальном секторе экономики и институциональной среде. Кроме того, это позволит определить меры для интеграции национальной логистической системы в мировую, проводить качественный мониторинг представленных логистических услуг и выявить существующий потенциал для улучшения качества.
Итоги прошлогоднего опроса казахстанских транспортников показали наличие определенных барьеров, препятствующих развитию транспортно-логистического комплекса страны, отмеченных более общими тенденциями в отчете Всемирного банка LPI-2018. Было отмечено, что эффективным инструментом в этой связи может стать принятие государственной стратегии развития транспортной логистики на основе позитивного международного опыта. Кроме того, отечественные эксперты поднимали вопросы развития скоростного движения в Казахстане, информационно-коммуникационных технологий на транспорте, формирования эффективной, отвечающей современным требованиям мягкой инфраструктуры, продуманной и правильно сориентированной системы подготовки кадров для логистической отрасли.
Респонденты в 2018 году прогнозировали ослабление позиций по таким направлениям, как качество инфраструктуры, отслеживание прохождения грузов и простота организации международных перевозок. При этом векторы изменений в международном исследовании и DOMESTIC LPI по основным критериям совпадают, таким образом, подтверждаются ожидания, преобладающие на казахстанском транспортном рынке, спрогнозированные отечественными экспертами.
Таблица
Субиндексы эффективности логистики (LPI) и DOMESTIC LPI
|
LPI-2016 |
DOMESTIC LPI-2017 |
LPI-2018 |
DOMESTIC LPI-2018 |
DOMESTIC LPI-2019 |
|||||
ранг |
индекс |
прогноз |
балл |
ранг |
индекс |
прогноз |
балл |
прогноз |
балл |
|
Общий рейтинг |
77 |
2,62 |
79 |
|
71 |
2,81 |
77 |
|
81 |
|
Эффективность процесса таможенного оформления |
86 |
2,52 |
85 |
+ 0,8 |
65 |
2,66 |
81 |
+0,75 |
70 |
0 |
Качество торговой и транспортной инфраструктуры |
65 |
2,76 |
66 |
- 07 |
81 |
2,55 |
78 |
-0,95 |
90 |
-0,8 |
Простота организации международных перевозок по конкурентноспособным ценам |
82 |
2,75 |
83 |
-1,25 |
84 |
2,73 |
86 |
-0,25 |
88 |
-0,4 |
Качество логистических услуг и компетентность |
92 |
2,57 |
92 |
+0,25 |
90 |
2,58 |
91 |
+0,25 |
84 |
+0,5 |
Отслеживание прохождения грузов
|
71 |
2,86 |
72 |
-0,6 |
83 |
2,78 |
79 |
-0,45 |
75 |
+0,25 |
Своевременность поставок грузов
|
92 |
3,06 |
92 |
0 |
50 |
3,58 |
88 |
+0,5 |
72 |
-0,35 |
Тенденции, наметившиеся в прошлом году, прослеживаются и в результатах исследования DOMESTIC LPI-2019.
1. Качество логистических услуг и компетентность
Данный критерий показал улучшение на 0,5 балла. Позитивные изменения этого параметра эксперты связывают в первую очередь с расширение спектра дополнительных услуг на логистическом рынке, а также удовлетворенностью сроками и стоимостью предоставляемых экспедиторами и брокерами услуг. Казахстанские транспортники отмечают ожидание положительного эффекта от складывающейся под влиянием внешних факторов диверсификации цепей поставок, установления понижающих коэффициентов в привлечении обратного грузопотока из Европы в Китай через порт Актау по маршруту ТМТМ, а также запуска контейнерной фидерной линии с регулярным отправлением из Актау в Баку и обратно. Фидерная линия, запущенная в мае, уже в августе этого года достигла 100% загрузки и сегодня рассматривается возможность увеличения количества рейсов на маршруте.
Кроме того, эксперты связывают свой оптимизм с приходом международных транснациональных компаний, задающих тренд в распределении грузопотоков по международным коридорам, внедряющих передовые технологии на транспортно-логистическом рынке. Так, COSCO SHIPPING Lines, MSC Georgia LLC, Pro Danube Management GmbH провели переговоры в рамках первой международной транспортно-логистической конференции Caspian Ports & Shipping 2019, направленные на дальнейшее развитие маршрута ТМТМ и расширение географии сотрудничества в Каспийском регионе. Подстегивает позитивный настрой и дифференциация цепей поставок, расширение возможностей дистрибуции китайского транзита в Европу и скандинавские страны через запуск регулярного фидерного сообщения между портами Батуми/Поти (Грузия) – Констанца (Румыния), использование внутренних водных путей и регулярных контейнерных сервисов через Украину на маршрутах ТМТМ.
По мнению экспертов, основное негативное влияние по этому критерию оказывает недостаточная компетентность специалистов транспортных компаний и неполное соответствие должному уровню компетентности современного специалиста транспортно-логистического сектора. Предполагается, что основной причиной этого стал невысокий уровень качества программ обучения в области транспорта и логистики.
2. Своевременность поставок грузов
По этому критерию показатель ухудшился на 0,35 балла. Эксперты связывают это с тем, что ответные действия транспортных компаний не всегда соответствуют возросшим требованиям клиентов в отношении данного параметра. Кроме того, отмечается, что на железнодорожном транспорте методика определения срока доставки в значительной мере льготна для перевозчика, поэтому нарушения фиксируются крайне редко.
Оказывает влияние на мнение экспертов и отсутствие в стране долгосрочной государственной программы в отношении необходимости увеличения скорости движения грузов на железной дороге, учитывая их наличие у ближайших соседей, с которыми железная дорога находится в тесном взаимодействии. Так, долгосрочная программа развития российских железных дорог включает проект «Транссиб за 7 суток», в рамках которого маршрутная скорость контейнерных поездов в обозримой перспективе возрастет с 1100 до 1700 км в сутки. В Казахстане маршрутная скорость контейнерных поездов сегодня составляет 1026 км в сутки.
3. Отслеживание прохождения грузов
В отношении данного параметра респонденты отметили позитивные сдвиги на 0,25 балла. Связано это, по их мнению, с расширением спектра и улучшением качества технических возможностей в этом сегменте. Например, пилотное тестирование системы отслеживания грузов с помощью электронной навигационной пломбы показало возможность логистическим компаниям и их клиентам обеспечить не только сохранность груза и контроль за его движением на всем пути следования, но и ускорить прохождение таможенных процедур. Результаты эксперимента контейнерных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом с использованием «умных» пломб имеют большой потенциал для создания единой системы отслеживания транзитных перевозок и внедрения электронного документооборота в ЕАЭС.
Кроме того, на рынке транспортно-логистических услуг Казахстана появляются новые продукты цифровизации и внедрения электронных сервисов за счет расширения взаимодействия с иностранными компаниями в рамках различных союзов и объединений, имеющих высокий авторитет на международном уровне. Позитивные ожидания экспертов связаны, в частности, с переименованным «Координационным Советом по Транссибирским перевозкам». Теперь «Международный Координационный Совет по Трансевразийским перевозкам», в состав которого входит АО «НК «ҚТЖ», должен стать эффективной площадкой развития современного транспортного продукта для перевозки грузов по Трансевразийским маршрутам, который был бы интересен ведущим транснациональным грузоотправителям. Международная ассоциация с широким кругом участников обладает успешным опытом эффективного международного взаимодействия в области транснациональных грузоперевозок.
4. Простота организации международных перевозок
По данному критерию зафиксировано снижение показателя на 0,4 балла. Основные причины такого результата такие же, что и в прошлогоднем исследовании. По-прежнему нередки случаи затягивания согласования планов перевозки, не всегда есть в наличии транспортные средства, соответствующие данному типу грузоперевозок. Бывают случаи попыток коррупционной волокиты и непрофессионализма в работе отдельных специалистов транспортного контроля, дорожной полиции и других служб.
Вместе с тем, казахстанские транспортники считают, что есть предпосылки для изменения ситуации в лучшую сторону. Так, контрольно-пропускной пункт «Нур Жолы» по своему техническому оснащению, скорости прохождения транспортных средств и внедренным системам контроля не имеет аналогов. Современное оборудование, концепция безостановочной работы и автоматизации систем контроля и регистрации позволяет сократить время прохождения таможенных и пограничных процедур грузового транспорта до 40 минут. Но сдерживающим фактором в организации международных автоперевозок остаются вопросы беспрепятственного транзита по территории Евразийского экономического союза, в частности, применение двойного таможенного досмотра Федеральной таможенной службой РФ автоперевозчиков, следующих транзитом по системе Carnet TIR (книжка МДП) через территорию России.
5. Эффективность процесса таможенного оформления
Мнение респондентов значительно разнилось по данному критерию и изменений показателя по нему не зафиксировано. Стабилизацию взаимоотношений в рамках единых таможенных границ на территории ЕАЭС участники рынка продолжают рассматривать лишь как возможность, реальный выигрыш пока не очевиден. Ожидания транспортников от активного использования инструментов цифровизации в данном сегменте логистики, например, внедрение принципа «единого окна» в приграничных пунктах пропуска с консолидацией контрольных функций в компетенции таможни, а также внедрение новой информационной системы АСТАНА-1 не всегда оправдываются. Надежды экспертов на улучшение показателя связаны с повышением эффективности модернизации пунктов пропуска, внедрения систем электронного предварительного информирования, декларирования и документооборота.
6. Качество инфраструктуры
В исследовании DOMESTIC LPI-2019 сохранилась негативная тенденция по этому критерию. Показатель ухудшился на 0,8 балла.
Технико-эксплуатационное состояние автодорожной сети по-прежнему не удовлетворяет современные транспортные нагрузки и более 50% из сети дорог общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии. В связи с превышением транспортных нагрузок темпы разрушения дорог опережают темпы строительства.
Низкая оценка железнодорожной инфраструктуры связана в первую очередь с организационными недоработками. Затянувшееся реформирование железнодорожного транспорта привело к отсутствию понятной модели взаимодействия на этом виде транспорта. Неопределенность в этом вопросе приводит к росту негативных ожиданий. Кроме того, технические характеристики современных железнодорожных путей Казахстана не позволяют увеличить скорость доставки грузов по ним в соответствии с меняющимися требованиями клиентов.
Остаются актуальными многие вопросы, отмеченные казахстанскими экспертами в предыдущих исследованиях DOMESTIC LPI:
Подводя итоги, следует отметить, что повышение конкурентоспособности в транспортно-логистическом секторе – это всегда комплекс мер, включающий в себя и развитие материально-технической базы транспортной системы, и совершенствование технологий с нормативно-правовой базой, а также развитие человеческого потенциала. Эти направления получают соответствующую оценку в ежегодном исследовании DOMESTIC LPI, которые заслуживают максимального внимания и решительных действий со стороны причастных государственных органов и представителей транспортного бизнеса.
В 2007 г. Всемирным банком совместно с университетом г. Турку (Финляндия) впервые была разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. С той поры исследования проводятся раз в два года и на сегодняшний день индекс LPI опубликован по итогам 2007, 2010 и 2012 гг.
Индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) рассчитывается на основе опросов международных, национальных или региональных логистических и складских операторов, транспортно-экспедиторских компаний. Опрос состоит из двух частей: определяется международный индекс LPI (по пятибалльной шкале респонденты оценивают критерии, отражающие эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает логистическая компания) и внутренний (по пятибалльной шкале респонденты оценивают логистическую систему страны, в которой работают). На их основе рассчитывается интегральный показатель индекса LPI и место среди стран мира, участвующих в рейтинге.
Эффективность таможенного и пограничного оформления
Качество торговой и транспортной инфраструктуры
Простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам
Качество и компетентность логистических услуг
Отслеживание прохождения грузов
Своевременность поставок грузов
Литва
Эстония
Латвия
Украина
![]() Казахстан |
133 место2,12 |
62 место
2,83 |
86 место
2,69 |
88 место
2,72 |
77 место
2,62 |
![]() Россия |
99 место2,37 |
94 место
2,61 |
95 место
2,58 |
90 место
2,42 |
99 место
2,62 |
![]() Республика
|
74 место2,53 |
91 место
2,61 |
99 место
2,69 |
120 место
3,21 |
|
2007 | 2010 | 2012 | 2014 | 2016 |
Country | Code |
LPI Rank |
LPI Score |
Customs | Insfrastructure |
International shipments |
Logistics competence |
Tracking & tracing |
Timeliness |
![]() |
DEU | 1 | 4,23 | 4,12 | 4,44 | 3,86 | 4,28 | 4,27 | 4,45 |
![]() |
LUX | 2 | 4,22 | 3,90 | 4,24 | 4,24 | 4,01 | 4,12 | 4,80 |
![]() |
SWE | 3 | 4,20 | 3,92 | 4,27 | 4,00 | 4,25 | 4,38 | 4,45 |
![]() |
NLD | 4 | 4,19 | 4,12 | 4,29 | 3,94 | 4,22 | 4,17 | 4,41 |
![]() |
SGP | 5 | 4,14 | 4,18 | 4,20 | 3,96 | 4,09 | 4,05 | 4,40 |
![]() |
BEL | 6 | 4,11 | 3,83 | 4,05 | 4,05 | 4,07 | 4,22 | 4,43 |
![]() |
AUT | 7 | 4,10 | 3,79 | 4,08 | 3,85 | 4,18 | 4,36 | 4,37 |
![]() |
GBR | 8 | 4,07 | 3,98 | 4,21 | 3,77 | 4,05 | 4,13 | 4,33 |
![]() |
HKG | 9 | 4,07 | 3,94 | 4,10 | 4,05 | 4,00 | 4,03 | 4,29 |
![]() |
USA | 10 | 3,99 | 3,75 | 4,15 | 3,65 | 4,01 | 4,20 | 4,25 |
![]() |
KAZ | 77 | 2,75 | 2,52 | 2,76 | 2,75 | 2,57 | 2,86 | 3,06 |
Эффективность таможенного и пограничного оформления
Качество торговой и транспортной инфраструктуры
Простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам
Качество и компетентность логистических услуг
Отслеживание прохождения грузов
Своевременность поставок грузов
За счет логистики в странах-членах Таможенного союза формируется 10-12% ВВП (транспортный сектор – 7-8% ВВП). В государствах ЕС данный показатель составляет 20-25%.
Доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в странах Таможенного союза составляетв среднем 20-25%, а в некоторых случаях достигает 35%. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%, в Китае – 14%, в странах ЕС – 11%, в США и Канаде – 10%.
Рассмотрим место стран-членов Таможенного союза по 6 важнейшим критериям оценки эффективности логистики в соответствии с методологией Всемирного банка.
Показатели Казахстана снизились по разделам «качество логистической инфраструктуры», «международные перевозки», «отслеживание прохождения грузов», «своевременность поставок». При этом отмечается незначительное улучшение по позициям «таможня», «качество и компетентность».
У Беларуси самый низкий показатель в позиции «таможня» – 121 место (коэффициент снизился с 2,67 до 2,24). Далее идут своевременность поставок и отслеживание прохождения грузов. При этом улучшилось состояние логистической инфраструктуры, а также показатели «качество и компетентность», «международные перевозки».
Россия ухудшила свои позиции по показателям «таможня», «качество логистической инфраструктуры», «международные перевозки», «качество и компетентность», «своевременность поставок», повысив коэффициент по позиции «отслеживание прохождения грузов». Казахстан опередил Россию и Беларусь как по общему индексу эффективности логистики (интегральному показателю LPI), так и по отдельным показателям (субиндексам эффективности логистики), за исключением показателей «качество логистической инфраструктуры» и «своевременность поставок»
Несмотря на определенную субъективность исследования эффективности логистики, можно выделить ряд основных проблем развития логистики в странах-членах Таможенного союза. Среди них – нехватка инвестиций в развитие инфраструктуры, несформированность рынка 3PL-услуг, отсутствие системного интегратора уровня 4PL, невысокий уровень квалификации персонала, несовершенство таможенного и иных видов контроля на внешней границе, несформированность нормативного правового регулирования, отсутствие статистического учета на национальном уровне показателей развития логистики, слабая интегрированность в Евразийскую логистическую систему.